Как создавали сериал “Тьма”: секреты декораций от художника-постановщика

Пещера построена в форме человеческого уха, а машина времени вдохновлена видео из интернета — раскрываем все детали создания декораций к сериалу “Тьма”.
Как создавали сериал “Тьма” секреты декораций от художникапостановщика

Немецкий научно-фантастический сериал “Тьма” от Netflix получил мировое признание критиков еще с момента своего выхода в 2017 году и является одним из самых ярких телесериалов со сложным повествованием. Первый сезон начинается с того, что мальчик без следа исчезает в вымышленном городе Винден, который, как оказалось, уже имеет историю таких таинственных исчезновений. Это запускает череду необычных событий, вплоть до путешествий во времени: от холодного Виндена 2020-х годов к красочным 1980-м, послевоенным 1950-м и даже в постапокалиптические 2050-е. Мрачный сюжет подкрепляется декорациями, за которые в этом сериале отвечал берлинский художник-постановщик Удо Крамер (обладатель премии German Television Academy Awards 2018 года за работу над “Тьмой”) — он рассказал AD India о том, как создавалась визуальная концепция сериала.

Темная архитектура

Проекты Крамера — это всегда результат глубоких исследований, и даже в вымышленной вселенной его работы больше стремятся к реализму, чем к фантастике. Глазами Крамера мы видим, как город Винден преображается на протяжении веков. Разрушенные после войны постройки сменяются классическими загородными домами из красного кирпича, а промышленная атомная электростанция превращается в изящный футуристический объект. Именно тщательно продуманная архитектура вымышленного города переносит зрителя из одного времени в другое и помогает не потеряться в новых сюжетных линиях, скрепляя их вместе.

Новый свет

“Идея состояла в том, чтобы создать место, которое было бы скорее фантазией, чем настоящим немецким городом — поэтому что тогда вы фокусируетесь не на обстановке, а на людях”, — объясняет Крамер свою концепцию Виндена. Одним из самых больших вдохновений для художника-постановщика стал культовый сериал Дэвида Линча “Твин Пикс” 1990 года — Крамер был особенно впечатлен тем, как Линчу удалось создать сильный характер города, несмотря на то, что акцент сделан на не таком большом количестве локаций. Точно так же в “Тьме” мы не видим городскую площадь или штаб-квартиру местного правительства, но мы видим сильное чувство идентичности, проходящее через дома персонажей.

Крамеру потребовалось почти четыре месяца, чтобы найти подходящие по стилю дома, которые он характеризует как “легко читаемые” — у них не было заборов или палисадников, которые зрители могли бы сразу идентифицировать. Такие постройки, чаще всего из красного кирпича, типичны для северо-западной немецкой архитектуры. Если дом персонажа должен был закрепиться на экране в течение нескольких периодов времени, Крамер выбирал более классический стиль, но также добавлял несколько подходящих эпохе элементов: “Мы выбрали для школы архитектуру 70-х годов, потому что многие дома главных героев достаточно старые и мы не хотели, чтобы на экране сменялось слишком много исторических деталей”.

Визуализация эпох

Детали в сериале “Тьма” — это своеобразный урок истории. Едва заметные на первый взгляд, но важные элементы отличают каждую эпоху от предыдущей: например, в 1920-х годах герои используют как простые электрические лампы, так и свечи — это демонстрирует зрителю, что в стране только-только появилось электричество. Технически автомобили уже существовали в то время, но Крамер предпочел показать на экране только конные экипажи, чтобы подчеркнуть разницу с эпохой 1950-х. В последней художник-постановщик изображает мрачное послевоенное состояние Германии с более приглушенной цветовой палитрой, символизирующей зловещие отголоски нацистского правления.

Дальше — 1980-е, где зритель видит яркую одежду и гаджеты из Соединенных Штатов — изображение того, как западногерманская молодежь в значительной степени заимствовала американскую поп-культуру, отчасти чтобы забыть темную историю своей страны. Свой дизайн настоящего времени, 2020-х годов, художник-постановщик сравнивает с рекламой современных автомобилей: “холодный свет, монохромная цветовая палитра, серые бетонные дома — все космополитично, с несколькими классическими деталями”.

Холодное будущее

В своем дизайне ландшафта 2050-х годов Крамер хотел избежать типичных постапокалиптических видов, как в видеоиграх. И хотя пейзаж должен был выглядеть пустынным, необходимо, чтобы в нем присутствовали детали, придающие путешествию персонажа через пространство смысл. “Мы подумали: как там будут жить люди? И выбрали несколько бытовых элементов, которые добавили в декорации, — может, тогда их еще будут использовать или перерабатывать во что-то новое”.

Подкрепляя историю

Дома были построены из декоративных панелей, которые можно было легко перемещать и переоформлять. Освещение в сериале — один из важнейших факторов, создающих атмосферу: этот стиль Крамер позаимствовал у фотографа Грегори Крюдсона, в частности из его серии Cathedral of the Pine. Крюдсон играет со светом и текстурой, чтобы создать ощущение навязчивой тайны, — этот же эффект читается в “Тьме”. Художник-постановщик говорит, что вторым его вдохновением были работы Тодда Хидо, на которых он запечатлел окутанные призрачным туманом дома.

“Свет — это всегда результат совместной работы режиссера, оператора и дизайнера, — говорит Крамер. — Чтобы добиться нужного распределения света и управлять им, мы сделали комнаты компактными и маленькими”. Во многих сценах освещение полностью обеспечивает только то, что находится внутри кадра, — свечи или настольные лампы. Крамер так же тщательно подбирал высококачественные многослойные обои, которые не отражали свет, а рассеивали его. Именно эти нюансы и создают визуальное повествование шоу: “Если вы хотите получить атмосферную картинку, вам нужно создать ее. Это не то, что вы можете просто добавить “извне” — это в вещах, в поверхностях и в том, как они отражают свет”.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Пещера в форме уха

В основе сюжета лежит пещера-лабиринт, соединяющая прошлое, настоящее и будущее, а путешествия во времени являются средством достижения равновесия. Чтобы расширить эту метафору, Крамер смоделировал пещеру в форме человеческого уха: “Идея заключается в том, что “оно” может услышать вас”. Вход в пещеру был построен в лесу на окраине Берлина, а ее внутренняя часть — в павильонах. “Мы работали с разными масштабами: сначала героя будто затягивает туда, потом он находится в закрытой камере, откуда ведет небольшой проход в туннель, — и только в конце он видит дверь”, — говорит художник-постановщик.

Машина времени

Самой сложной частью проекта было проектирование машины времени — это механизм, который сам по себе фантастичен, но его образ уже укоренился в реальности. Дизайн машины вдохновлен обычным часовым механизмом, но Крамер добавил в него современный экспериментальный магнитный двигатель: “Я увидел видео в интернете, где люди утверждают, что изобрели двигатель, который работает без энергии”.

“Если вы пытаетесь создать атмосферу, вы должны начать с объектов”, — объясняет художник-постановщик. Теория Крамера заключается в том, что атмосфера — это то, что создатели сериала осторожно раскрывают для зрителя, а не “скидывают” на него одним разом. Технические тонкости работы художника-постановщика могут остаться незамеченными для неподготовленного глаза, но они оказывают неоспоримое влияние на картину в целом. “Все в команде — не только художник-постановщик, но и сценаристы, художники по костюмам и съемочная группа — проходят один и тот же путь, — говорит Крамер. — Мы вкладываем все эти идеи в работу и думаем, что только мы видим этот процесс, — и в некотором смысле зрителям действительно не нужно всего этого знать. Но мы верим, что если вы вложите мысль и энергию в предмет, который создаете, то он вернет эту энергию”.

Впервые материал был опубликован в AD India.

Фото: Netflix