Арт-критики назвали комиксы девятым видом искусства еще в 1960-х. Но до официального признания серьезности феномена “историй в картинках” прошло еще полвека. 2009-й можно смело назвать годом комикса. Даже Лувр не устоял под натиском популярности и отдал крыло Sully под гигантскую выставку оригинальных комиксов всех жанров – от манги до американских серий о супергероях.
Салон современного искусства ArtParis посвятил комиксам раздел. А в Бельгии, на родине Эрже, создателя комикса “Тентен”, открылся его музей.
Хит Леджер получил “Оскара” за роль Джокера в “Темном рыцаре”. В Голливуде находится в работе множество картин по комиксам. Графические романы уже не просто культурный феномен, а признанное искусство. И это означает, что на них обратили внимание и серьезные коллекционеры.
На самом деле коллекционировать комиксы стали еще в 1970-х. До этого поклонников сплава литературы и графики приравнивали к собирателям спичечных коробков. Свое место на рынке комиксы занимали постепенно – первые торги состоялись только в 1988 году.
Первый отдел комиксов создал аукционный дом Tajan в 1994 году – его возглавил Эрик Леруа, который сегодня считается крупнейшим экспертом этого жанра. Затем отделы комиксов завели Christie’s и Sotheby’s. В 2008 году дилер Энтони Снайдер из Нью-Джерси продал страницу из выпуска “Человека-паука” 1964 года работы Джона Ромиты за $150 000.
Мировой рекорд на сегодня – €764 000, уплаченные на аукционе Artcurial (где теперь трудится Эрик Леруа) анонимным коллекционером, то ли королем Марокко, то ли Спилбергом за оригинал рисунка к комиксу “Тентен в Америке” 1932 года. Годовой оборот комикс-торгов составляет, по разным оценкам, от $25 млн до $100 млн – в любом случае сумма немалая.
Собиратели комиксов делятся на две основные группы. Большинство собирает альбомы – “печатные” выпуски. Тут цены демократичные – интересную вещь можно найти и за €100. Выбирают одного автора (художника вроде Джона Ромиты), издателя или даже одну группу сюжетов. Другая категория коллекционеров охотится за оригинальными рисунками – некоторые галереи вроде парижской Galerie du 9ème Art и Albert Moy в Нью-Йорке выставляют на продажу только их.
По словам эксперта аукционного дома Coutau-Bégarie Кристофа Фюме, любителей оригиналов в Европе всего полторы-две тысячи человек. Зато они не стоят за ценой и готовы платить огромные суммы за раритетные работы любимых авторов. А потом украшают ими интерьер – как и положено поступать с предметами искусства.
Эксперты объясняют любовь коллекционеров к комиксам просто. В основе всего ностальгия по образам детства, любимым мультфильмам и журналам. Из-за этого, кстати, рынки комиксов сильно различаются географически – у американцев и европейцев сорок лет назад было разное детство, и теперь взрослые американцы собирают “своих” героев Marvel или DC Comics, а французы – “своего” Астерикса. Кроме того, графические листы красивы и доходчивы, их восприятие не требует интеллектуального напряжения. Наконец, авторы комиксов – потрясающие рисовальщики и блестяще отражают эстетическую реальность своего времени. Сегодня они лучшие представители фигуративного искусства.
Естественно, рынок комиксов не избавлен от проблемы подделок. Встречаются и фальшивые рисунки, и поддельные альбомы комиксов. Часто попадаются и реставрированные экземпляры подлинных альбомов – они у коллекционеров не котируются. Главный критерий в формировании цены на печатные альбомы – сохранность и первозданный вид книги и сохранность цвета.
В силу молодости рынка комиксов у него есть еще одна особенность: лучшие эксперты на нем – сами коллекционеры. В этом есть своеобразное очарование. Несмотря на успешные аукционы, люди покупают “рисованные истории” не ради инвестиций и спекуляций. У этих коллекционеров нет “социального профиля” – комиксами может увлекаться и финансист, и слесарь, и мужчина, и женщина. Коллекционерами комиксов движет только любовь – они выбирают сердцем.
Фото: архивы пресс-служб; Defd/vostock photo; Getty Images/fotobank.com,