Забудьте о югославских “стенках” и сервизах “Мадонна” из ГДР. Дизайнеры из Восточной Европы способны на большее. Мы выбрали лучшие работы бывших соседей по соцлагерю.
Варшавский кинотеатр “Золотые террасы”, который оформил Роберт, по количеству спецэффектов может поспорить с любым блокбастером. Декор получился столь пышным, что больше пристал бы оперному театру. Автор проекта оправдывает излишества ростом благосостояния соотечественников.
Дизайнерская группа из Польши основана в 2004 году и специализируется на коврах. Иногда поляки сотрудничают с британцем Россом Лавгроувом, но первую скрипку играют местные дарования. Работающие на эту марку Магдалена Любинска и Михал Бернацкий стали первыми и пока единственными польскими дизайнерами, заработавшими престижную награду Red Dot Award за свой ковер DIA.
Этот дизайнер перебрался на Запад задолго до краха социалистической системы – с 1969 года он жил то в ФРГ, то в Голландии. К 1992 году, когда Вацлав Гавел назначил его главным архитектором Праги, у Шипека был уже целый ворох международных наград. Борек не только успешно строит, но и активно дует – главным образом вазы, которые выпускаются маркой Driade. А иногда делает еще и мебель – такую же диковатую, как и его стеклянные изделия.
Для Максима Велчовского и Якуба Бердиха из чешской студии Qubus нет ничего святого: они обставили церковь культовыми креслами Вернера Пантона, в которых предварительно проделали крестики. А бюст основателя коммунистического культа разрисовали голубыми цветочками.
Этот венгерский кинодекоратор в последнее время увлечен борьбой с тоталитарными режимами. Сначала оформил музей холокоста, потом построил музей коммунизма в городке Ходмезёвашархей. На его металлическом фасаде восседает Ильич. Залы оклеены обоями с коммунистическими лозунгами. Из подвала наружу, словно зомби, рвутся бетонные изваяния солдат. Этот сюрреалистический антураж, достойный фильма ужасов, иллюстрирует тоталитарную мощь и дикость советской власти.
Словенский дизайнер с приятной русскому уху фамилией делает незамысловатые, но симпатичные и полезные в быту вещи. Его самый практичный объект соединяет достоинства кофейного столика, подставки для журналов и табурета для ног. Как говорится в рекламе, “потому что добрый”.
Главные творческие победы тридцатидвухлетнего поляка – кресло, которое он придумал для Moroso, и стул для Artek. Чтобы стать еще ближе к западным производителям, Ригалик уже успел переехать в Лондон.
В 2007 году серия мебели Lounge Units 360, которую придумал этот болгарский студент, попала в шорт-лист конкурса имени Вико Маджистретти. Это заметно повышает его шансы на получение серьезных заказов. А пока Волен вывешивает и обсуждает свои новые работы в интернете.
Недавнему выпускнику университета Брно явно не дают покоя лавры шутников-голландцев. В 2005 году молодой чех вместе с товарищами основал дизайнерскую группу Hubero Kororo и наплодил массу невероятных вещей: лампы из больничных капельниц, системы хранения из утилизованных ящиков и фанерные вешалки-конструкторы. Теперь уже ясно, что Юрица движется правильным курсом: Hubero Kororo участвует в конкурсах голландского дизайнерского объединения Droog Design, а вещи Ярослава выпускает голландская же марка Demakersvan.
Словенцы Рок Оман и Шпела Видечник основали свое арх-бюро десять лет назад и сразу же выиграли конкурс на строительство футбольного стадиона в Мариборе. В 2003-м соревновались за право возвести небоскреб для ирландской группы U2, но в строительстве высоток на чужбине не преуспели. Зато много работают на родине. Один из их последних проектов – жилой комплекс для молодых семей в альпийском городке Церклье, прообразом которого стал хайрак – словенская народная “избушка”.
Польский керамист Марек Цецула уже давно живет на два дома: один в Варшаве, другой в Нью-Йорке (там Марек одно время преподавал в школе дизайна “Парсонс”). Основанная им студия существует уже тридцать лет и тоже базируется сразу на двух континентах, а ее продукция продается как в Новом, так и в Старом Свете.
Фото: архивы пресс-служб