Московскому метро 85 лет: 5 фактов об архитектуре подземки

15 мая 1935 года в 7 утра от станции “Сокольники” отправился первый в истории московского метро поезд. С тех пор подземка вот уже 85 лет не прекращает свою работу.
Московскому метро 85 лет 5 фактов об архитектуре подземки

Московское метро — одно из самых красивых в мире. Над оформлением его станций и вестибюлей работали лучшие архитекторы и художники: Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и другие. Они превратили подземку в настоящий дворец с мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками и витражами. Делимся пятью интересными фактами о дизайне и архитектуре московского метро.

Комсомольская.

Getty Images

1. Часть храма Христа Спасителя, который уничтожили взрывами 5 декабря 1931 года, до сих пор живет в Московском метрополитене. Перед разрушением с него сняли облицовку, которую затем использовали для отделки некоторых станции: например, на “Театральной” и “Охотном Ряду” задействовали мрамор. Кроме того, колокола тоже отправили на переплавку, чтобы отлить 64 скульптуры для “Площади Революции”.

2. Проект станции “Кропоткинская” (раньше “Дворец Советов”) от архитекторов Алексея Душкина и Якова Лихтенберга получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе в 1937 году, Всемирной выставке в Париже, а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство. А “Маяковская” в 1938 году была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Ее спроектировал Александр Душкин и украсил мозаичными панно по эскизам Александра Дейнеки.

Мозаика на потолке станции метро “Маяковская”.

3. Наземный вестибюль выхода № 1 на “Красных Воротах” выполнен в виде вложенных друг в друга арок — таким образом архитектор Н. А. Ладовский решил отдать дань истории этого места. Ведь раньше здесь стояла историческая триумфальная арка в стиле барокко, возведенная в 1709 году по приказу Петра I в честь победы в Полтавской битве.

Электрозаводская.

Getty Images

4. В проектировании первых станций метро было задействовано более двадцати видов мрамора, а также гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы. Кстати, на стенах можно увидеть окаменелости: аммонитов и наутилусов, морских ежей и брюхоногих моллюсков — все они отмечены на карте сайта “Палеометро”.

5. Мозаика с “Новокузнецкой” скрывает трагичную историю. Русский мастер-мозаичист Владимир Фролов собирал ее в блокадном Ленинграде — сначала со своими учениками, а затем в одиночку. Закончив работу, он скончался от истощения, а мозаику успели вывезти по Ладоге на одном из последних кораблей. К сожалению, в Москве ее уже не ждали, потому что проект “Павелецкой” (именно для этой станции предназначалась мозаика) решили изменить. Но архитектор “Новокузнецкой” И. Г. Таранов взял ее для своей станции.

Фото: Софья Карпенко; Getty Images