Не у всех дизайнерская классика вызывает священный трепет, а кое-кто из молодых дизайнеров и вовсе не прочь “поиздеваться” над работами великих.
Венский стул № 14 Михаэля Тонета завоевал популярность потому, что его было невероятно легко и дешево производить: он состоит всего из шести сегментов.
Японский дизайнер Кэйсукэ Фудзивара решил противопоставить индустриальной истории стула № 14 эстетику ручного труда и обмотал его цветными нитками общей длиной 12 км.
Сьёрд Вронланд по-новому интерпретировал гнутые ножки и спинку венского стула, сделав их из деревянных шариков. Форма стула немного изменилась, но силуэт по-прежнему узнаваем.
Художник и дизайнер Пабло Рейнозо с 2006 года экспериментирует с типичными для изделий Тонета формами и материалами, создавая сюрреалистические скульптурные объекты.
Источником вдохновения для дизайнера Чжэука Чжуна стал янтарь с застывшими в нем насекомыми. Для “консервации” ценной мебели он решил использовать ту же природную технологию и залил тонетовский стул натуральной смолой.
Англичанин Ли Брум подчеркнул узнаваемые контуры венского стула неоновыми трубками.
Это кресло, созданное дизайнером и архитектором Герритом Ритвельдом в 1918 году, – мебельный “аналог” живописных полотен Пита Мондриана, соратника Ритвельда по группе De Stijl. Налицо все художественные принципы группы: прямоугольные формы и основные цвета – красный, желтый, синий.
Дизайнер Михаэл Клювер попытался превратить кресло Ритвельда в обычный стул, придав ему базовую форму, но сохранив узнаваемый стиль.
Сотрудники студии Droog считают, что историю дизайна нужно изучать с детства — например, собирая кресло Red Blue из конструктора Lego.
Из всех экспериментаторов голландец Мартен Бас выказал меньше всего уважения к творению Ритвельда – в рамках своего выпускного проекта в дизайн-академии Эйндховена он его просто сжег.
Чешский дизайнер Ян Плехач воссоздал кресло Ритвельда в духе последних тенденций, оставив от него лишь проволочный контур.
Француз Жюльен Бертье решил скопировать эскизы Ритвельда левой рукой, а затем выпустил получившееся “пьяное” кресло в пяти экземплярах.
Формованный стул фабрики Vitra – результат экспериментов Вернера Пантона с цветом и формой, а также его интереса к свойствам пластика.
Вернер Пантон восхищался свойствами пластика, а француженка Эмили Вуарен питает такую же страсть к ротангу. Чтобы продемонстрировать его безграничные возможности, она сплела из него свою версию стула.
Эту антропоморфную вариацию стула Panton придумал Фабио Новембре для марки Casamania. Вдохновлялся он не только образами обнаженного тела, но и Книгой Бытия.
Три года назад Vitra отметила пятидесятый день рождения стула Panton конкурсом на его самую необычную переделку. Проект архитектурного бюро MCM Architecture воспроизводит знаменитый логотип группы The Rolling Stones.
Дизайнер Джерси Сеймур нашел альтернативу неэкологичному пластику – биологически разлагающийся воск, из которого выполнена эта интерпретация.
По словам Петера Якубика, кто угодно может создать дачную версию стула Panton, имея “фотографию стула, дерево, пилу и любовь к дизайнерской классике”.
В церкви Святого Варфоломея в Восточной Богемии вместо классических деревянных скамеек прихожанам предлагается присесть на стулья Panton с вырезанными в спинке крестами. Проект чешского дизайнера Максима Вельчовского.
Текст: Ксения Ощепкова
Фото: bridgemen/fotodom; courtesy galerie GP&N Vallois, Paris; maarten van houten; getty images/fotobank.com; mario minale; архивы пресс-служб