Портрет: дизайнер Арик Леви

Дизайнер Арик Леви прославился скульптурами, воспевающими поэзию камня, а в Москву приехал представить свой новый арт-объект. Какой именно — рассказал в интервью Марии Крыжановской.
Арик Леви фото и биография талантливого дизайнера

“Более двух тысяч лет назад Иисус примерно вот так же давал людям воду, — замечает Арик Леви, улыбаясь и разливая минералку по бокалам. — И чем это кончилось? Самой настоящей империей!” Так началась моя беседа с одним из самых значимых дизайнеров современности.

Хотя Арика сложно однозначно идентифицировать только как дизайнера: он и скульптор, и фотограф, и видеограф, и сценограф. Кажется, нет областей визуального искусства, в которых он бы не поэкспериментировал. И в этом умении жить моментом — один из многих талантов Арика Леви.

Одна из скульптур серии RockGrowth, 2013.

А началось все с серфинга, вернее с досок для серфинга. Когда-то будущий дизайнер раскрашивал их, а затем продавал. До сих пор Арик каждый год ездит в Доминикану ловить волну. “Занятие серфингом — это лучшее, что я умею делать, со всем остальным я просто научился справляться”, — шутя говорит дизайнер. Увлечение юности тогда переросло в серьезное желание... нет, не стать профессиональным спортсменом, а пойти учиться в женевский ArtCenter College of Design по специальности “промышленный дизайн“.

Рендер скульп­ту­ры из серии RockGrowth, которую установят на “ЗИЛАРТе”, перед Музеем современного искусства.

Затем была стажировка в Японии. И этот опыт Арик называет одним из самых впечатляющих в жизни. “Те дни были такими насыщенными, что я даже вел дневник и записывал туда все, что со мной происходило, чтобы потом не забыть”, — вспоминает дизайнер.

Инсталляция Chaton Superstructures, 2009.

Именно тогда он познал самурайскую истину борьбы: один четкий удар стоит многих мелких туше, идею, в общем-то схожую с мыслью Микеланджело про “взять камень и отсечь все лишнее“, но с привлекательным налетом азиатской экзотики. Из Страны восходящего солнца вдохновленный Арик вернулся в Париж, где основал студию. Там он и работает до сих пор.

Инсталляция HumanCanyon, 2013.

За долгую и богатую событиями карьеру дизайнер успел получить множество наград. Но, как и большинство ­настоящих художников, на вопрос, что было самым значительным из того, что он создал, отвечает уклончиво. “Всякий раз, когда я работаю над чем-то, это больше, чем просто проект, — объясняет дизайнер. — Я как будто вынашиваю ребенка”.

Скульптура GlassBlock Reflection 33.

Конечно, при таких сравнениях вопрос “кого из своих детей любишь больше?” теряет всякую актуальность. Тем не менее мировая общественность все-таки выделяет среди прочих серию арт-объектов RockGrowth и RockStone. Первая — это поэтичное изречение дизайнера на тему того, как камни могут расти, как невозможное станет реальным. Вторая — о стихийности природы.

Собственно, Москву Арик Леви посещает в том числе и из-за пополнения в этих двух сериях. Во-первых, на территории “ЗИЛАРТа”, прямо перед будущим Музеем ­современного ­искусства, будет установлена огромная скульптура RockGrowth высотой более пятнадцати метров. Поверхность ее будет зеркальной, а чтобы зимой она не обледеневала, сделают внутренний обогрев всей конструкции. Во-вторых, это сотрудничество с компанией Lalique — четыре предмета RockStone 40 из монолитного хрусталя. Они выпущены в цветах, символизирующих природу: синем — водную стихию, янтарном — огонь, зеленом — землю и прозрачном — свет.

Подвесной светильник Jar RGB, Lasvit.

Хотя этим новости Арика Леви не ограничиваются. Выходит так, что у него в сутках часов больше, чем у обычных людей, иначе как объяснить такое огромное количество проектов, которое он успевает сделать? Судите сами: параллельно с уже упомянутыми в этом году дизайнер успел посотрудничать с Baccarat, создав хрустальную люстру и стол со вставками из хрусталя, а еще придумал новый дизайн графина для Hennessy (с этим брендом Арика связывает одиннадцатилетняя дружба и регулярные коллаборации).

Стеллаж Level, Zanotta.

И это только предметный дизайн, а есть еще и персональные выставки по всему миру, и выпуск книг, и арт-инсталляции, где он ярко высказывается на волнующие его темы бережного отношения к природе и осознанности. В общем, продуктивность его зашкаливает, при этом выглядит он как человек, нашедший дзен и благоденствие. Возможно, в Японии Арик Леви познал чуть больше, чем стратегические движения самураев.

Кресло Rama, Palau.

“Главное — создавать настоящее, — рассуждает дизайнер. — Если ты сделаешь что-то, что тебя на самом деле не волнует, то и все вокруг останутся равнодушными. Настоящее произведение должно транслировать эмоцию художника. Именно тогда это становится искусством”.

Стул Pattern, Emu.

Фото: Портрет: Courtesy of Lasvit; фото: Ian Scigliuzzi / архив пресс-службы