portret-dizajner-ferruchcho-laviani
Дизайн

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани

Итальянский дизайнер Ферруччо Лавиани известен меньше своих коллег: большинство его творений живет не дольше недели. Почему – рассказывает Юлия Пешкова.

, обновлено 30 Мая 2017
AD Magazine

Ферруччо Лавиани родился в Кремоне в 1960 году. Получил сначала диплом архитектора, а потом и дизайнера. В 1980-е работал в студии Микеле де Лукки, был одним из последователей группы Memphis, сотрудничал с Этторе Соттсассом, Алессандро Мендини и Акилле Кастильони. С 1991 года – независимый дизайнер и арт-директор марки Kartell (отвечает за бутики и стенды), с 1992 – арт-директор Emmemobili.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 1

Ферруччо Лавиани сложно назвать любимцем публики и журналистов. Его визиты в Москву не вызывают ажиотажа, интервью с ним не часто встретишь в журналах, да и в лицо дизайнера знают не многие. При этом биография его куда как увлекательна, а работы не менее, а то и более достойны внимания, чем творчество иных “звезд”.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 2
Комод Evolution

Когда я говорю об этом Лавиани, он совсем не обижается: “Чтобы быть звездой, нужно заниматься самопиаром: ходить на презентации, улыбаться, давать интервью. А мне это неинтересно. Знаете, что я делаю во время Миланской выставки? Уезжаю в отпуск! Мои заказчики постоянно меня за это ругают”.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 3
Стенд Kartell на iSaloni 2011 в Милане

Однако неуловим не только сам Лавиани, но и его творчество. Кажется, что по сравнению с коллегами он сделал не так много объектов. Но это обманчивое впечатление.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 4
Лампа Supernova, Foscarini, 2000

В начале своей карьеры Лавиани работал в студии Микеле де Лукки. “Это было очень круто – сразу после института попасть к такому мэтру, – вспоминает Ферруччо. – Я очень многому научился, работал с потрясающими людьми, классиками итальянского дизайна, был в группе Memphis. Но имя при такой работе себе не сделать – ты часть коллектива”. Помог случай.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 5
Стул Dogon, Emmemobili, 2009

В 1991 году Kartell объявил конкурс на дизайн стенда. Хотя работы прислали многие маститые дизайнеры, президент компании Клаудио Лути (кстати, известный своей прозорливостью) выбрал проект безвестного ассистента Микеле де Лукки.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 6
Столики Birignao, Emmemobili, 2011

Это подбодрило Лавиани – он ушел из студии и открыл свое бюро. И едва не пожалел: “Первое время мы сидели и безотрывно смотрели на телефон. А он не звонил”. Но ждать пришлось недолго. Kartell предложил пост арт-директора, Foscarini заказал лампу, приятель Даниэле Тальябуе попросил помочь с его новым брендом Emmemobili. С тех пор от заказчиков нет отбоя.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 7
Лампа Bourgie, Kartell, 2004

“Мало кто знает, сколько я на самом деле работаю, – говорит Лавиани. – Большинство моих клиентов не очень известны. Я соглашаюсь на любые заказы, если они мне интересны, а не выстраиваю биографию”.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 8
Миланский ресторан Gold для Dolce & Gabbana

Главная “проблема” Лавиани заключается в том, что создает он преимущественно не стулья и лампы, у которых есть шанс остаться в веках, а “скоропортящийся” продукт: стенды, выставки и интерьеры бутиков.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 9
Лампы Лавиани FL/Y, Kartell, 2002

С легкой руки Клаудио Лути он стал сценографом, и весьма успешным. Только для Kartell он делает по несколько проектов в неделю, от новых бутиков до витрин и корнеров.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 10
Интерьер бутика Dolce & Gabbana на Кутузовском проспекте в Москве

Лавиани это нравится, к тому же пригодилась первая профессия – архитектура. Хотя видеть, как разбирают плоды многодневных трудов, немного грустно: “Паола Антонелла, куратор из MoMA, мне сто раз говорила: “Ферруччо! Ну как я сделаю твою выставку, если у тебя нечего толком пощупать?” Это правда, большая часть моей работы исчезает. Но бывают и приятные моменты. Однажды я сделал стенд для Kartell в виде сада. И увидел, как в глубине, под деревом, целовалась пара. Они чувствовали себя и правда в саду на свидании. Такие случаи примиряют меня с эфемерностью моих творений”.

Портрет: дизайнер Ферруччо Лавиани - фото 11
Торшер Orbital, Foscarini, 1992

Текст: Юлия Пешкова

Читайте также