Ферруччо Лавиани родился в Кремоне в 1960 году. Получил сначала диплом архитектора, а потом и дизайнера. В 1980-е работал в студии Микеле де Лукки, был одним из последователей группы Memphis, сотрудничал с Этторе Соттсассом, Алессандро Мендини и Акилле Кастильони. С 1991 года – независимый дизайнер и арт-директор марки Kartell (отвечает за бутики и стенды), с 1992 – арт-директор Emmemobili.
Ферруччо Лавиани сложно назвать любимцем публики и журналистов. Его визиты в Москву не вызывают ажиотажа, интервью с ним не часто встретишь в журналах, да и в лицо дизайнера знают не многие. При этом биография его куда как увлекательна, а работы не менее, а то и более достойны внимания, чем творчество иных “звезд”.
Когда я говорю об этом Лавиани, он совсем не обижается: “Чтобы быть звездой, нужно заниматься самопиаром: ходить на презентации, улыбаться, давать интервью. А мне это неинтересно. Знаете, что я делаю во время Миланской выставки? Уезжаю в отпуск! Мои заказчики постоянно меня за это ругают”.
Однако неуловим не только сам Лавиани, но и его творчество. Кажется, что по сравнению с коллегами он сделал не так много объектов. Но это обманчивое впечатление.
В начале своей карьеры Лавиани работал в студии Микеле де Лукки. “Это было очень круто – сразу после института попасть к такому мэтру, – вспоминает Ферруччо. – Я очень многому научился, работал с потрясающими людьми, классиками итальянского дизайна, был в группе Memphis. Но имя при такой работе себе не сделать – ты часть коллектива”. Помог случай.
В 1991 году Kartell объявил конкурс на дизайн стенда. Хотя работы прислали многие маститые дизайнеры, президент компании Клаудио Лути (кстати, известный своей прозорливостью) выбрал проект безвестного ассистента Микеле де Лукки.
Это подбодрило Лавиани – он ушел из студии и открыл свое бюро. И едва не пожалел: “Первое время мы сидели и безотрывно смотрели на телефон. А он не звонил”. Но ждать пришлось недолго. Kartell предложил пост арт-директора, Foscarini заказал лампу, приятель Даниэле Тальябуе попросил помочь с его новым брендом Emmemobili. С тех пор от заказчиков нет отбоя.
“Мало кто знает, сколько я на самом деле работаю, – говорит Лавиани. – Большинство моих клиентов не очень известны. Я соглашаюсь на любые заказы, если они мне интересны, а не выстраиваю биографию”.
Главная “проблема” Лавиани заключается в том, что создает он преимущественно не стулья и лампы, у которых есть шанс остаться в веках, а “скоропортящийся” продукт: стенды, выставки и интерьеры бутиков.
С легкой руки Клаудио Лути он стал сценографом, и весьма успешным. Только для Kartell он делает по несколько проектов в неделю, от новых бутиков до витрин и корнеров.
Лавиани это нравится, к тому же пригодилась первая профессия – архитектура. Хотя видеть, как разбирают плоды многодневных трудов, немного грустно: “Паола Антонелла, куратор из MoMA, мне сто раз говорила: “Ферруччо! Ну как я сделаю твою выставку, если у тебя нечего толком пощупать?” Это правда, большая часть моей работы исчезает. Но бывают и приятные моменты. Однажды я сделал стенд для Kartell в виде сада. И увидел, как в глубине, под деревом, целовалась пара. Они чувствовали себя и правда в саду на свидании. Такие случаи примиряют меня с эфемерностью моих творений”.
Текст: Юлия Пешкова
Фото: архивы пресс-служб