Хайме Айон вошел в мир дизайна с черного хода. Точнее, через ванную комнату. В наши дни оказаться хотя бы в сотне лучших дизайнеров – все равно что попасть на представление, билеты куда давным-давно распроданы. Молодым дарованиям полагается являться в это благородное собрание с собственным стулом. Именно он является мерой таланта новичка. Сделал стул – молодец. Не сделал – иди кури. Айон стул делать не стал, а с курением разобрался по-своему.
“Я против клише, необязательно начинать так же, как другие, – считает он. – Мой старт был нетипичным, но я просто использовал те возможности, которые у меня в тот момент были”.
В 2005 году вместе с компанией Artquitect Айон совершил тихую революцию в сантехническом дизайне. Раньше интерьер ванной включал два элемента: собственно сантехнику и “все остальное” – от мебели до аксессуаров. Хайме эту границу стер: светильник буквально вырастал из раковины, а в ванну были встроены ведерко для шампанского и пепельница. Ну и зачем после этого какие-то стулья?
Будущий дизайнер родился в 1974 году в Мадриде в простой рабочей семье и в юности сильно увлекся скейтбордом. “Благодаря скейтборду я и осознал, что хочу заниматься творчеством, – говорит Айон. – В скейтбординге важно быть креативным, нужно развивать свой стиль, чтобы добиться успеха”.
Чтобы оплатить учебу в Европейском институте дизайна в Мадриде Хайме пришлось работать пекарем. На лекции он часто являлся прямо после утренней смены в белой форменной одежде, за что получил у однокашников прозвище “повар”.
Потом Хайме несколько лет провел в Италии, где трудился в исследовательском центре Fabrica компании Benetton, а свой первый громкий проект сделал уже после возвращения в Испанию в 2003 году. Правда, прямого отношения к дизайну инсталляция Mediterranean Digital Baroque не имела – она состояла из футуристических кактусов и космических свиней.
Да и сейчас назвать Айона дизайнером можно с большой долей условности. “У меня есть разные работы: некоторые ближе к искусству, как например, инсталляция на Трафальгарской площади, другие полностью дизайнерские, – говорит он. – В любом случае они очень личные. У них всегда есть своя история и подоплека”.
Даже утилитарные вещи в исполнении Айона далеки от модернизма, где форма всего лишь определяет функцию. У него, например, есть шкаф, оснащенный десятком ножек. “Конечно, он мог бы устоять и на четырех, – соглашается Айон. – Но такой подход не имеет никакого отношения к красоте. Увидев этот шкаф один раз, вы никогда его не забудете. Думаете, мне бы удалось добиться такого эффекта с четырьмя ножками?”
“Я не отношу себя ни к модернистам, ни к их противникам, – продолжает Хайме. – Жизнь идет вперед и требует, чтобы вещи были не только функциональными, но и отражали наши эмоции. Это другой уровень сознания, другая реальность”. С учетом того, сколько в мире производится шкафов, стульев и прочего добра, такой подход оправдан интересами коммерции. А эстетическая сторона дела сомнений вообще не вызывает. Айон – не единственный, кто работает на стыке дизайна и искусства. Но в отличие от многих не мешает все в одну кучу. У него есть и штучные “артовые” вещи, например, коллекция ваз для Baccarat и качественный серийный дизайн вроде туфель для Camper.
Как утверждает сам Айон, во всех случаях он подробно вникает в тонкости производства. “Это моя обязанность, – говорит он. – Cначала я стараюсь понять, как и что делается, а уж потом предлагаю какие-то идеи и проекты”. К слову сказать, такая дотошность – большая редкость. Часто дизайнеры ограничиваются эскизом, а уж как воплотить их светлые затеи в жизнь – это головная боль технологов.
Единственным поводом для беспокойства всегда была страстная любовь Айона к самоповторам. Ему, например, мало было придумать туфли для Camper – он тут же обрядил в них героев своих фарфоровых миниатюр для Lladró. А сюрреалистические ушки-антенны вообще привинчивал везде, где только можно. Возникали сомнения, не будет ли этот парень до бесконечности эксплуатировать пару удачных приемов?
Сейчас, правда, этот вопрос разрешился. Айон сделал-таки стул. Даже два. Коллекция 22 для Cecсotti – реверанс в сторону этой итальянской марки, специализирующейся на мебели в стиле ар-нуво. А стулья для компании Bd – это просто честный дизайн без исторических аллюзий и художественных излишеств. С таким стулом и на глаза старикам-модернистам показаться не стыдно.
Текст: Анастасия Ромашкевич
Фото: архив пресс-службы; getty images/fotobank.com