Дизайн

Портрет: дизайнер Марк Ньюсон

Дизайнер Марк Ньюсон объяснил, что общего между аэрокосмической индустрией и люксовыми брендами.

Дизайн
Дизайнер Марк Ньюсон с чемоданами, которые он спроектировал для Louis Vuitton в 2016 году. Они стали более вместительными за счет того, что механизм выдвижной ручки находится не внутри, а снаружи.
Дизайнер Марк Ньюсон с чемоданами, которые он спроектировал для Louis Vuitton в 2016 году. Они стали более вместительными за счет того, что механизм выдвижной ручки находится не внутри, а снаружи.

Человек, который уже спроектировал все, что только возможно, — от шариковой ручки до самолета и туристического космического корабля, — оказался скромным, самодостаточным и немногословным. Его рабочий день, как и у большинства из нас, начинается с проверки почты, потом он общается с детьми, иногда даже сам отводит их в школу, а после принимается за работу. “Которая опять связана с мейлами”, — смеется Марк. Однако где-то между бесконечными письмами он все же успевает творить. Сейчас в его студии в Лондоне трудятся шестнадцать человек, и они одновременно ведут около двадцати проектов.

Марк Ньюсон за работой. По его словам, после сотрудничества с Louis Vuitton у него нет недостатка в чемоданах для путешествий.
Марк Ньюсон за работой. По его словам, после сотрудничества с Louis Vuitton у него нет недостатка в чемоданах для путешествий.

Ньюсон родился и получил образование в Австралии, но живет в Лондоне. Он никогда не брал ни с кого пример, а вдохновение для него — особое состояние ума, а не место, событие или люди. Особенность его дизайнерского подхода в том, что он все делает для себя и для людей. Так было с самого начала. “Я никогда не мечтал о славе и деньгах, просто создавал то, что мне самому хотелось бы иметь”, — говорит он. И это правда. В его лондонском доме стоят стулья, придуманные им для нью-йоркской галереи Gagosian, эскизы он любит набрасывать эрмесовской ручкой Nautilus, на его запястье часы Apple (он их разработал вместе с Джонатаном Айвом и до сих пор раз в два месяца бывает в американской штаб-квартире), а во время пребывания в Москве Марк не вылезал из кроссовок Air VaporMax для NikeLab.

Стул Micarta придуман для галереи Gagosian в 2007-м и выпущен тиражом десять экземпляров. Такие стулья стоят у Марка дома.
Стул Micarta придуман для галереи Gagosian в 2007-м и выпущен тиражом десять экземпляров. Такие стулья стоят у Марка дома.

До 2000-х все знали Ньюсона как хорошего предметного дизайнера, его металлический шезлонг Lockheed хоть раз видел каждый. В новом тысячелетии началась и новая эра в его карьере: он начал сотрудничать с австралийской авиакомпанией Qantas, которая попросила его спроектировать раскладное кресло для салона бизнес-класса. “Рано или поздно ты понимаешь, что не можешь бесконечно создавать предметы для дома, да и миру не нужно столько кресел и стульев. А вот в авиационной отрасли с хорошей и удобной мебелью на тот момент была проблема”, — говорит Марк. 

В 2001 году авиакомпания Qantas привлекла дизайнера к разработке раскладных кресел для салона бизнес-класса. А спустя шесть лет ему доверили целый интерьер аэробуса A380.
В 2001 году авиакомпания Qantas привлекла дизайнера к разработке раскладных кресел для салона бизнес-класса. А спустя шесть лет ему доверили целый интерьер аэробуса A380.
Лаундж-зона для пассажиров первого класса в аэропорту Мельбурна, 2007 год. Вся мебель и светильники по проекту Марка Ньюсона.
Лаундж-зона для пассажиров первого класса в аэропорту Мельбурна, 2007 год. Вся мебель и светильники по проекту Марка Ньюсона.

Спустя шесть лет Qantas доверили ему интерьер целого лайнера, а самого дизайнера так зацепила тема самолетов, ракет и космоса, что он даже четыре раза посещал Байконур. На вопрос, хотел бы он побывать в космосе, Ньюсон отвечает так: “Раньше я об этом мечтал, но теперь у меня появились дети и приоритеты немного изменились. Но если бы мне пришлось лететь, то я бы выбрал российскую ракету, она кажется надежнее”. Увлечение русским космосом отразилось в его работах: он называл столовые приборы Strelka, емкости для хранения — Laika и Zenit (все это для Alessi), а кроссовки Nike — Zvezdochka.

Кроссовки Zvezdochka, Nike, 2014 год. Изначально они моделировались специально для космонавтов и названы в честь собаки, совершившей полет в капсуле “Спутник-10” в марте 1961 года.
Кроссовки Zvezdochka, Nike, 2014 год. Изначально они моделировались специально для космонавтов и названы в честь собаки, совершившей полет в капсуле “Спутник-10” в марте 1961 года.

Среди его последних проектов — сотрудничество с Louis Vuitton, Jaeger-LeCoulture, Hermès, Montblanc, Hennessy. А началось все с инсталляции, созданной Марком для Fondation Cartier в 1995 году. “У авиакосмических агентств и люксовых брендов есть общая черта — очень высокие требования к качеству. К тому же у них есть возможности, которые позволяют мне воплотить какие-то необычные идеи, а не просто создать практичную вещь. Я никогда не напрашивался, все компании находили меня сами. Только на Байконуре мне пришлось пообивать пороги”, — улыбается Марк.

Инсталляция Bucky Chair для Fondation Cartier в Париже (1995 год) состоит из шестидесяти треугольных кресел.
Инсталляция Bucky Chair для Fondation Cartier в Париже (1995 год) состоит из шестидесяти треугольных кресел.

А на вопрос о том, что еще ему бы хотелось спроектировать, он отвечает следующее: “Я уже столько всего сделал, что мне даже сложно придумать себе новую цель. Если бы вы спросили меня об этом лет десять назад, то я бы назвал что-нибудь конкретное. У меня есть кое-что в планах, но пока это под грифом секретности”.

Проект для Fondation Cartier 2004 года. Джет для гражданских полетов назван Kelvin40 в честь известного британского физика XIX века лорда Кельвина и главного героя любимого дизайнером фильма Андрея Тарковского “Солярис”.
Проект для Fondation Cartier 2004 года. Джет для гражданских полетов назван Kelvin40 в честь известного британского физика XIX века лорда Кельвина и главного героя любимого дизайнером фильма Андрея Тарковского “Солярис”.
Эскизы самолета.
Эскизы самолета.

С мебели на более высокобюджетные проекты Ньюсон переключился не ради самовыражения, он не боится сложных задач. К примеру, с Hennessy он сотрудничает уже в третий раз. Осенью 2018-го Марк прилетел в Москву, чтобы представить декантер, созданный им для нового бленда James Hennessy. “У этого бренда многовековая история, есть свои традиции и отличительные признаки, которые знают все. Создавать что-то с нуля всегда проще, чем творить в заданных рамках. Я не стал видоизменять форму бутылки, чтобы даже издалека было понятно, что перед вами. Если вы считали посыл, значит, это успех”, — говорит он.

Бутылка, созданная Марком к 250-летнему юбилею дома Hennessy, с новым блендом, названным в честь старшего сына основателя бренда — Джеймса Хеннесси (2015).
Бутылка, созданная Марком к 250-летнему юбилею дома Hennessy, с новым блендом, названным в честь старшего сына основателя бренда — Джеймса Хеннесси (2015).

Что касается будущего дизайна, то здесь у Марка Ньюсона есть свое видение: он должен стать более доступным. “Новые материалы и технологии уже существуют, и их часто используют в обычной жизни. Со временем хороший дизайн смогут позволить себе все. К примеру, на новый декантер James Hennessy может обратить внимание молодежь, но и более консервативная публика не отвернется от бренда. В этом направлении должны развиваться многие компании. Я бы тоже хотел создать то, что со временем станет узнаваемой классикой”, — говорит Марк Ньюсон. И похоже, дизайнер немного перебрал со скромностью: его предметы — уже давно любимая нами классика дизайна.

Шезлонг Lockheed появился в 1988 году. Это самый известный предмет, созданный Марком Ньюсоном. Три года назад на аукционе Phillips в Лондоне он был продан за 2 434 500 английских фунтов.
Шезлонг Lockheed появился в 1988 году. Это самый известный предмет, созданный Марком Ньюсоном. Три года назад на аукционе Phillips в Лондоне он был продан за 2 434 500 английских фунтов.
Шезлонг Orgone Stretch впервые был показан на сольной выставке Марка в 1994 году в Милане. Такой единой гладкой формы дизайнер пытался добиться в 1988-м, проектируя свой самый известный шезлонг Lockheed, но тогда этого не позволили технологии.
Шезлонг Orgone Stretch впервые был показан на сольной выставке Марка в 1994 году в Милане. Такой единой гладкой формы дизайнер пытался добиться в 1988-м, проектируя свой самый известный шезлонг Lockheed, но тогда этого не позволили технологии.
Флаконы для семи ароматов Louis Vuitton (2016).
Флаконы для семи ароматов Louis Vuitton (2016).
Стул Komed (1997) был придуман специально для одноименного ресторана в Кельне, а также для ресторана Canteen в Нью-Йорке.
Стул Komed (1997) был придуман специально для одноименного ресторана в Кельне, а также для ресторана Canteen в Нью-Йорке.
Концепт автомобиля Ford 021C, 1999 год. Марк разработал не только кузов, но и весь интерьер.
Концепт автомобиля Ford 021C, 1999 год. Марк разработал не только кузов, но и весь интерьер.
По образованию Марк — ювелир. Колье Julia для Boucheron (2009) напоминает фрактал и носит имя французского математика Гастона Жюлиа, открывшего это явление в 1900-х.
По образованию Марк — ювелир. Колье Julia для Boucheron (2009) напоминает фрактал и носит имя французского математика Гастона Жюлиа, открывшего это явление в 1900-х.
Лаундж-зона для пассажиров первого класса в сиднейском аэропорту, открытая в 2007 году. Все предметы спроектированы Марком, который вдохновлялся авиационной эстетикой начала XX века.
Лаундж-зона для пассажиров первого класса в сиднейском аэропорту, открытая в 2007 году. Все предметы спроектированы Марком, который вдохновлялся авиационной эстетикой начала XX века.
Стеллаж Voronoi спроектирован специально для первой сольной выставки Марка Ньюсона в галерее Gagosian в Нью-Йорке в 2007 году. Предмет вырезан из цельного куска мрамора.
Стеллаж Voronoi спроектирован специально для первой сольной выставки Марка Ньюсона в галерее Gagosian в Нью-Йорке в 2007 году. Предмет вырезан из цельного куска мрамора.
Велосипед MN. Датская компания Biomega попросила дизайнера спроектировать для них простой городской велосипед. Марк сотрудничал с ними с 1999 по 2008 год.
Прибор для укладки волос по эскизам Марка для Vidal Sassoon, 2001 год.
Прибор для укладки волос по эскизам Марка для Vidal Sassoon, 2001 год.
Шариковая и перьевая ручки Nautilus для Hermès, 2014 год. Они без колпачка, стержень выдвигается, если повернуть верхнюю часть.
+2
+1
Коллекция духовых шкафов, индукционных и газовых варочных панелей для Smeg, 2008 год.
Читайте также