Портрет: студия Note Design Studio

Дизайнеры Алексис Холмквист и Кристиано Пагаццини рассказали AD о том, как бюро Note Design Studio из среднестатистического проектировщика интерьеров превратилось в студию, знаменитую по всему миру своим предметным дизайном.
Note Design Studio портрет шведского дизайнерского и архитектурного бюро

Шведская студия Note Design Studio была основана так же, как и многие дизайнерские и архитектурные бюро: несколько приятелей-дизайнеров сработались во время подготовки крупного проекта и решили продолжить совместную деятельность.

Слева направо: Кристоффер Фагерстрём, Алексис Холмквист, Йоханнес Карлстрём, Сусанна Волин, Кристиано Пигаццини

"В 2008 году я, Йоханнес Карлстрем и еще один дизайнер делили офис, – рассказывает Кристиано Пагаццини, один из основателей Note. – На горизонте появился крупный офисный проект, и нам так понравилось работать друг с другом, что после его окончания мы создали собственное бюро. Чуть позже к нам присоединились три другие важные для Note фигуры – Алексис Холмквист, Сусанна Велин, Кристофер Фагерстрем".

Вешалка, Punt, 2014

В состав студии входили разноплановые специалисты: как графические и веб-дизайнеры, так и дизайнеры интерьера и архитекторы. Основным направлением бизнеса было проектирование офисных интерьеров, и дела у компании шли хорошо. "Наш бизнес был успешным, но не хватало пространства для фантазии и креативности", – вспоминает Алексис Холмквист.

Светильник Yesterday Island, 2011

"В какой-то момент в начале 2010 года нам захотелось поработать над проектом, который не будет ограничен брифом заказчика, бюджетом и соображениями функциональности, – продолжает Кристиано. – Мы решили дать себе волю и попробовать выпустить коллекцию мебели, которая станет выражением нашей философии и поможет обрести индивидуальность".

Павильон Greenhouse на Stockholm Furniture Fair 2014

Результатом эксперимента стала коллекция Marginal Notes, созданная по эскизам и чертежам, которые дизайнеры Note рисовали на полях своих блокнотов во время совещаний. "Обычно процесс проектирования предмета обстановки воспринимают как дело серьезное, – говорит Кристиано. – Чертеж выверяют, обсуждают, корректируют. Мы же решили внести в это элемент спонтанности и игры: мы выбрали несколько набросков, сделанных "не всерьез", и попробовали создать реальные вещи на их основе". Получилась яркая и декоративная коллекция с большим разнообразием материалов: от пробки до металла и дерева.

Коллекция Marginal Notes

Не все сотрудники студии поддерживали рискованный проект, подготовка которого "съела" большую часть бюджета и заняла целый год. К выставке Marginal Notes, которая прошла в начале 2011 года, в Note Design Studio осталось пять человек. "Безусловно, мы волновались и не знали, чем закончится этот эксперимент, – вспоминает Алексис. – Но, к счастью, реакция публики и прессы превзошла все наши ожидания". Хотя предметы не были созданы для промышленного производства, быстро нашлись заказчики: например, французская фабрика La Chance взяла в производство два табурета, один из которых позже получил премию Best Stool 2013 журнала Wallpaper.

Табурет Tembo, 2012

"Главным результатом Marginal Notes для нас стало даже не обилие новых интересных и амбициозных проектов и заказов, а первый шаг к определению нашей идентичности и собственного характера, – говорит Кристиано. – Мы поняли, как нам нравится работать, и показали миру, на что мы способны. Конечно, жить после этого стало гораздо веселее! Теперь клиенты приходят к нам, потому что хотят быть частью нашего творчества".

Светильник Nour из коллекции Marginal Notes #2, 2012

Несмотря на то что бюро базируется в Стокгольме, дизайнеры Note Design Studio не считают себя типичными представителями скандинавской школы. "Я наполовину грек, Кристиано итальянец, так что вряд ли можно вести речь об абсолютной приверженности традиционному скандинавском дизайну, – объясняет Алексис. – Но он близок нам в том смысле, что мы тоже любим легко "читаемые" материалы и конструкции, простоту линий и гармонию форм".

Подсвечники POV, Menu/As

Один из важных источников вдохновения – работы итальянских постмодернистов, например Этторе Соттссаса. "Я восхищаюсь его умением создавать сложные асимметричные вещи, в которых есть и элемент игры, и ярко выраженная индивидуальность", – говорит Алексис. Для Note Design Studio предметы обстановки – те же скульптуры, которые должны иметь свой характер и активно участвовать в наполнении пространства смыслом.

Зеркало из коллекции Gli Specchi di Dioniso, дизайнер Этторе Соттсасс, Glas Italia

Сегодня бюро продолжает работать над проектами интерьеров: один из недавних заказов – стокгольмский шоу-рум марки Camper, известной не только отличной обувью, но и оригинально оформленными точками продаж. Важнейший элемент работы студии – проектирование мебели и аксессуаров. Среди производителей, с которыми сотрудничает Note Design Studio, – Seletti, Ex-T, Per/Use, Menu и другие фабрики по всей Европе.

Шоу-рум обувной марки Camper в Стокгольме

Творческий процесс в бюро, вновь выросшем до размера 10–12 человек, устроен демократически. "Вся работа у нас происходит за длинным столом для совещаний, – рассказывает Алексис. – Поэтому решения мы принимаем совместно и всегда открыты для новых идей". За три года, прошедшие с выставки Marginal Notes, студия сделала большой шаг вперед, но сегодня дизайнеры снова задумываются о том, чтобы уйти "в самоволку". "Я чувствую, что приближается момент, когда нам станет скучно и захочется опять придумать какой-нибудь безумный и рискованный проект, – говорит Кристиано. – Пора пускаться в новую авантюру".

Концепт-стор Johan & Nyström, Хельсинки, 2011

Текст: Ксения Ощепкова