Пост почитания Арне Якобсена

117 лет назад 11 февраля родился датский дизайнер и архитектор Арне Якобсен, родоначальник стиля “датский функционализм”, автор знаковых сооружений и культовых предметов интерьера. Его удивительные творения в духе модернизма не только прошли испытание временем, но и стали поистине бессмертными иконами стиля.
Арне Якобсен биография датского дизайнера и архитектора и фото его лучших работ

11 февраля датскому дизайнеру и архитектору Арне Якобсену исполнилось бы 117 лет. Все его творчество было подчинено стремлению к абсолютному совершенству и законченному произведению искусства. В своей работе он продумывал каждую деталь, каждую мелочь – он проектировал здание от его фундамента до последней дверной ручки.

Арне Якобсен родился 11 февраля 1902 года. Начинал свою деятельность с работы простым каменщиком. На творчество Арне наибольшее влияние оказали работы Ле Корбюзье, а завершило становление молодого автора путешествие по Германии и знакомство с архитектурой модерниста Людвига Мис ван дер Роэ и учредителя Баухауса Вальтера Гропиуса.

Профессиональный архитектор с запретом на работу в военные годы, создатель культовых предметов интерьера, основоположник стиля “датский функционализм”, знаменитый представитель скандинавского дизайна, со своей неизменной курительной трубкой, профессор Королевской академии изящных искусств в Копенгагене – все это одинаково верно для Арне Якобсена.

Он всегда стремился к совершенству, законченному цельному произведению. Проектируя жилой дом или общественное здание, также разрабатывал и полное внутреннее его оформление, продумывая каждую мелочь – от лестничного пролета до дверной ручки и столовой ложки. Именно внимание к каждой детали и составляет основу его творческого метода. А сами предметы Арне Якобсена – это всегда решение сложных технических задач, инновации в производстве, совершенно уникальные формы и идеальные пропорции. Заканчиваем с одой восхваления датского гения и переходим к списку его самых известных работ.

1. Кресло Egg, Fritz Hansen, 1958

Список работ Арне Якобсена открывает, конечно же, кресло Egg. В 1956 году уже 52-летний архитектор получил заказ на строительство гостиницы SAS Royal Hotel в Копенгагене, которая впоследствии будет переименована в Radisson Blu Royal Hotel. Якобсену предстояло не только разработать само здание, но и полностью создать наполнение для отеля – от крупных предметов мебели до мелких аксессуаров, дверных ручек и столовых приборов. В гостиничном лобби тогда заняло свое место, ставшее впоследствии неимоверно популярным и культовым, кресло совершенно уникальной формы Egg, получившее свое название в честь сходства с яичной скорлупой. Подрядчиком по изготовлению мебели для гостиницы SAS Royal Hotel выступала датская фабрика Fritz Hansen, которая до сих пор владеет правами на производство не только кресла Egg, но и многих других творений Якобсена.

Номер отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы

В своем собственном гараже первый прототип кресла Арне Якобсен, подобно скульптору, создавал из глины – пропорции предмета должны были быть идеальными. Предмет Egg отличается не только удивительным округлым силуэтом, в его производстве было также применено несколько новаторских решений. Например, впервые был использован цельный твердый каркас из пластика, армированного стекловолокном, с покрытием из специальной мебельной пены. На выбор предлагается два варианта обивки с фирменным волнообразным швом – натуральная кожа и текстиль всех мыслимых оттенков. Часть работ по изготовлению драпировки до сих пор выполняется вручную, а отличительной чертой оригинального кресла (не удивительно, что подделок развелось великое множество из-за его бешеной популярности, а как узнать подлинник читайте специальный материал) является тот факт, что обивку буквально нельзя ущипнуть – настолько туго она натянута.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы

Кресло Egg из лобби отеля SAS Royal Hotel ушло в большой мир. Предмет занял свое место в лучших интерьерах по всему свету, блистает в голливудских фильмах и сериалах, участвует в фотосессиях, снимается в клипах. Кстати о киношных клише: кресло Egg вращается вокруг своей оси, так что предмет отлично подойдет для размышлений о коварных планах, когда необходимо отвернуться от своего оппонента и уставиться в закат, а также для неожиданного появления с предложением, от которого нельзя отказаться. Кресло Egg заслуженно входит в состав экспозиции Музея современного искусства Нью-Йорка.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы
2. Кресло Swan, Fritz Hansen, 1958

Кресло Swan также было спроектировано для оформления пространства отеля SAS Royal Hotel. Наряду с предметом Egg модель Swan можно считать образцом дизайна в стиле модерн – у объекта нет ни одной прямой линии, силуэт плавный, текучий, с волнистыми краями. В форме прослеживается силуэт лебедя с раскрытыми крыльями. Для кресла Swan также был применен инновационный для того времени цельный литой пластиковый каркас и покрытием из пенополиуретана.

Номер отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы

Поворотная база идеально подходила для гостиничного лобби, позволяя переключаться от одного собеседника к другому. Кожаная и текстильная обивка в различных цветовых вариантах до сих пор проходит этапы ручного производства, такие как сшивание и склеивание. Также существует и версия дивана Swan с широким сиденьем и округлыми подлокотниками с характерными прорезями.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы
3. Cветильник AJ, Louis Poulsen, 1957

Для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене также был создан настольный светильник с названием в виде инициалов автора AJ. Силуэт лампы повторял строгие углы мебельной серии 3300. Стальное основание реализовано с круглым вырезом, который изначально планировался в качестве держателя для пепельницы. Интегрированный аксессуар для курильщиков остался невостребованным, а изящная тонкая выемка осталась.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы

К основанию крепится наклонная опора с источником света в форме расширяющейся трубы. Объект AJ полностью реализован из металла. Лампа идеально подходит для чтения или работы за столом, благодаря подвижному абажуру, позволяющему менять угол света. Узнаваемый силуэт и функциональность обеспечили коммерческий успех и возвели предмет в ранг икон дизайна. Семейство AJ впоследствии было дополнено напольными, настенными и уличными версиями.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы

В честь 50-летия культовый светильник помимо оригинального белого, черного и серого приобрел новые оттенки: красный, сине-зеленый, желто-зеленый, песочный и так называемый цвет петролеум (насыщенный темно-синий). При этом внутренняя поверхность абажура всегда реализована в белом тоне для создания мягкого уютного освещения.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы
4. Набор столовых приборов, Georg Jensen, 1957

Как уже было упомянуто выше, внутреннее оформление гостиницы было продумано Якобсеном буквально до самых мелочей, вплоть до столовых приборов. Фирменный набор из матовой нержавеющей стали от датской фабрики Georg Jensen отличается закругленной формой, что вполне обыденно для ложки, но уж никак не для вилки! Сет включает всего пять предметов: столовую вилку и нож, вилку для закусок, десертную и чайную ложку. Интересный факт: благодаря своему необычному футуристичному виду набор отлично вписался в декорации к научно-фантастическому культовому фильму Стэнли Кубрика “2001 год: космическая одиссея”. Сам Арне Якобсен называл свою серию как “столовые приборы без изысков”. Объяснялось это тем, что предметы отличались не вычурным оформлением, а сложным дизайном. Коллекция является частью экспозиции Музея современного искусства Нью-Йорка.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы
5. Стул Ant, Fritz Hansen, 1952

Имя Арне Якобсена известно во всем мире также благодаря дизайну стульев. Первый из них – Ant, получивший название из-за сходства с силуэтом муравья с поднятой головой. Впервые все части предмета – спинки, плавно переходящей в сиденье, были изготовлены из цельного листа формованной фанеры.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы

Стул Ant был создан специально для столовой датской фармацевтической компании Novo Nordisk. Перед Арне Якобсеном стояла задача создать легкий стул с возможностью штабелирования. Изначально предмет был выполнен именно с тремя пластиковыми опорами, как ни странно, для того, чтобы ноги пользователя не запутывались в ножках стула. Впоследствии каркас стали производить из трубчатой стали, а количество ножек в одной из версий увеличилось до классических четырех. Из столовой Novo Nordisk стул снова отправился в народ, а по всему миру впоследствии было распродано свыше миллиона экземпляров от фабрики Fritz Hansen. "Вживую" предмет можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы
6. Стул Series 7, Fritz Hansen, 1955

Спустя три года после разработки объекта Ant Арне Якобсен приступает к изготовлению будущей иконы скандинавского дизайна – стула Series 7. Изначально модель была выпущена под названием 3107. Очередное новаторство заключалось уже не только в изготовлении литой спинки и сиденья из цельного листа фанеры. В производстве использовалась инновационная технология формирования древесины – плавность линий достигалась за счет растягивания шпона в трех измерениях.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы

Ироничность истории создания культового стула заключалась в том, что, по словам самого Арне Якобсена, в качестве вдохновения он использовал аналогичный предмет семейной четы дизайнеров Имзов, скопировав его. В дальнейшем оказалось, что простая изящная форма стула 3107, напоминающая песочные часы, таит в себе огромный потенциал. Так и появилась Series 7 – предмет обзавелся подлокотниками, колесиками в качестве офисного кресла, стал барным стулом и даже дополнился маленьким письменным столиком в качестве портативной студенческой парты. А уж сколько вариантов и различных версий развелось впоследствии! Оригинальная модель из ясеневого шпона теперь доступна в десяти вариантах древесины, с обивкой и без, в любом цветовом исполнении. Не удивительно, что по всему миру было распродано более пяти миллионов копий данной модели!

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы

Культовый стул в свое время даже стал символом сексуальной революции, появившись в скандальной на тот момент фотосессии обнаженной британской модели Кристин Килер авторства Льюиса Морли. Снимки получили широкую известность, и поговаривают, что с того момента продажи стула моментально пошли в гору. Увидеть знаменитый предмет можно в Музее современного искусства Нью-Йорка.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы
7. Набор посуды Cylinda-Line, Stelton, 1967

Коллекция посуды Cylinda-Line отличается простотой и лаконичностью форм без лишних деталей, наравне с узнаваемым примечательным силуэтом. Серия из сатинированной нержавеющей стали включает восемь предметов: кофейник, молочник, сервировочный поднос с выступающими ручками, сахарницу с крышкой и отверстием для ложечки, заварочный чайник, френч-пресс на восемь чашек кофе с двойными стенками для поддержания температуры, шесть подставок для бокалов с держателем и кувшин объемом один литр.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы
8. Диван Mayor, &tradition, 1939

Диван с говорящим названием Mayor был создан совместно с датским архитектором Флеммингом Лассеном для городской мэрии датского же города Соллерод. В предмете прослеживается зарождающаяся в Арне Якобсене любовь к модернизму. Цельная спинка, переходящая в подлокотники, дополнена слегка закругленными боковинами. Трехместное сиденье покоится на добротном основании из массива дуба. Еще одной отличительной особенностью дивана является обивка в ярких оттенках (зеленый, фиолетовый, розовый, серый, желтый и другие по запросу) с двойным рядом декоративных пуговиц. Возрождением Mayor из небытия занялась в 2013 году датская фабрика &tradition, запустив масштабное переиздание знакового предмета Арне Якобсена.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы
9. Шрифт AJ vintage ABC, Design Letters, 1937

В 1937 году Арне Якобсен совместно со своим соотечественником Эриком Моллером начал разрабатывать проект новой ратуши города Орхуса, вылившегося в масштабное сооружение в стиле функционализма, столь непохожее на привычное обиталище местной власти. Помимо оригинальной часовой башни, оформления норвежским мрамором и других интерьерных решений Арне Якобсен разработал фирменный шрифт для всех обозначений внутри и снаружи и помещений.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы

В 2009 году датская дизайн-студия Design Letters, взяв за основу тот самый шрифт, создала коллекцию предметов интерьера AJ vintage ABC. Серия включает фарфоровую посуду (чашки, чайники, стаканчики, горшки, подставки и многое другое), текстиль, офисные принадлежности и предметы для детей с буквами и цифрами Арне Якобсена. Вот такая своеобразная дань уважения великому архитектору – гениальность дизайна она не только в масштабных творениях, она в первую очередь в мелочах.

Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы

Материал подготовили Наталья Сазонова и Дарья Маслова

Фото: Alamy/Итар-Тасс; архив пресс-службы