Предмет культа: соковыжималка Juicy Salif Филиппа Старка

Знакомясь с настоящей иконой дизайна, хочется услышать захватывающую историю ее возникновения с внезапными озарениями и торопливыми набросками на случайном клочке бумаги. Именно таким и был процесс создания культовой соковыжималки Juicy Salif.
Juicy Salif

Культовая соковыжималка Juicy Salif является одним из самых противоречивых предметов дизайна XX века. Специально для наших читателей мы подготовили 9 интересных фактов об инопланетной иконе дизайна 1990-х годов.

Дизайнер Филипп Старк

**1.**Автор культовой соковыжималки – гуру современного дизайна француз Филипп Старк.

**2.**История создания объекта Juicy Salif подобна ванне Архимеда и яблоку Ньютона. В 1990 году, обедая на побережье Амальфи, Старк обдумывал новый заказ для итальянского дома Alessi. Дизайнер размышлял, как выразить свою индивидуальность и свой талант в таком скучном предмете обихода, как поднос. Но, размечтавшись над тарелкой кальмаров, он обнаружил отсутствие лимона, который просто необходим к этому морепродукту. И тут произошло настоящее озарение, эврика! Спустя некоторое время основатель фабрики Альберто Алесси получил салфетку из того самого итальянского кафе со следами кетчупа и набросками Старка. Слева направо была изображена трансформация кальмара в причудливый объект. Именно эти зарисовки стали основой того, как сейчас выглядит самая знаменитая соковыжималка XX века. А салфетка, в свою очередь, заняла почетное место в музее дизайна Alessi.

alessi.com

**3.**Реализована икона дизайна 1990-х годов из литого полированного алюминия. Может беспощадно выдавить сок из любого цитрусового – лимона, апельсина, лайма.

alessi.com

**4.**Juicy Salif – это истинный образец постмодернизма. В своей работе Старк отвергает выработанный предшественниками принцип “форма следует за функцией”. Культовая соковыжималка – это скорее торжество, полная капитуляция функции перед формой. На этот счет существует множество толков и комментариев. Истые практики поспешили отметить, что предмет Alessi вряд ли служит своему прямому предназначению. При ее использовании жидкость разбрызгивается во все стороны, косточки падают прямо в стакан, большое количество мякоти остается на поверхности предмета, а общее впечатление – это хаос и беспорядок на столешнице. Да еще и объект необходимо сразу же вымыть вручную и высушить. Но, несмотря на то что многие признают недостаток функциональности культового предмета, невозможно не преклоняться перед его совершенным, инопланетным дизайном.

alessi.com

**5.**Сам Филипп Старк примерно так определяет свое творение: “Соковыжималка Juicy Salif создана быть вводом к началу беседы и темой разговора. А еще она давит лимоны”.

**6.**Однако благодаря продуманному дизайну под высокие ножки Juicy Salif можно поставить емкость любого вида. Такой практичности никто отрицать уж точно не сможет!

**7.**Соковыжималка стала так популярна, что сам Старк успел ее возненавидеть.

Соковыжималка в белой версии, ограниченная серия.

alessi.com

**8.**За годы своего существования культовый предмет успел отпраздновать две крупные годовщины. 10-летие было отмечено новой ограниченной версией (всего 10 тысяч экземпляров) – Juicy Salif в позолоте! Самое интересное, что инструкция предупреждала о том, что использование предмета по назначению не рекомендуется, ведь лимонный сок может повредить драгоценное покрытие. Такая пометка автоматически превращала Juicy Salif в объект исключительно декоративный. 25-летие прошло без курьезов – Филипп Старк и Альберто Алесси поставили свои автографы на специально созданной к событию огромной версии соковыжималки, а также презентовали две новые версии объекта – в бронзе и матовом белом цвете.

alessi.com

**9.**Результат сотрудничества Старка и Alessi развенчал непреложную истину о непременно высокой цене настоящей дизайнерской вещи. Стоимость обычной версии соковыжималки никогда не поднималась выше 100 долларов.

Текст: Дарья Маслова

Фото: alessi.com