Предмет культа: светильник Eclisse

8 фактов о настольной лампе Eclisse, предтече “космического” дизайна, которую Вико Маджистретти придумал для компании Artemide 50 лет назад, в 1965 году.
Предмет культа светильник Eclisse

Собрали 8 фактов о настольной лампе Eclisse, предтече “космического” дизайна, которую Вико Маджистретти придумал для компании Artemide 50 лет назад, в 1965 году.

1. Миниатюрный светильник Eclisse архитектор, дизайнер и урбанист Вико Маджистретти придумал для компании Artemide 50 лет назад, в 1965 году. Для компании Эрнесто Гизмонди и Сержио Маза, которые в самом конце 50-х только начали выпускать осветительные арт-объекты, Eclisse стал их первым по-настоящему большим успехом на рынке. С тех пор культовая нетленка находится в классической коллекции фабрики и покидать ее не собирается.

2. Всю жизнь Вико Маджистретти исповедовал простоту и практичность в сочетании с функциональностью, и Eclisse стал лучшей иллюстрацией его творческих принципов – элементарная конструкция из трех полусфер с поворотным рассеивателем имитирует лунное затмение и позволяет самостоятельно регулировать интенсивность освещения при помощи небольшого колесика, которое позволяет не прикасаться пальцами к нагретым полусферам.

Fondazione Vico Magistretti.it; diomedia; artemide

3. Эскиз дизайнер набросал в метро на обороте своего билетика, возвращаясь со встречи с основателями Artemide на миланской площади Кончильяционе. Эрнесто Гизмонди и Сержио Маза обсуждали с дизайнером, что было бы интересно придумать и запустить в производство небольшой ночник для спальни.

4. Работая над эскизами, Маджистретти вдохновлялся старинными фонарями шахтеров и историей о Жане Вальжане, благородном воре из романа Виктора Гюго “Отверженные”, для которого и придумал “воровской” фонарик. Позднее лампа стала жить собственной жизнью – кто-то видит в ней смешного инопланетянина, по понятным причинам Eclisse особо любима физиками и астрономами, а рожденным в СССР лампа рисует ностальгический силуэт неваляшки из советского детства.

В конце XIX века немецкая фирма Friemann & Wolf выпустила бензиновую лампу со специальным затвором, который предохранял пламя от контакта со взрывоопасными газами в шахте. В то время она считалась самой безопасной и получила среди шахтеров второе название "Благодетельница".

Fondazione Vico Magistretti.it; diomedia; artemide

5. Светильник из окрашенного алюминия легкий и совсем небольшой – его высота всего 18, а диаметр 12 сантиметров, и вот уже 50 лет дизайнеры ставят Eclisse, который, кстати, можно крепить к стене, главным образом в спальни и детские, для которых Вико Маджистретти его и придумал. Изначально лампа выпускалась в шести цветах, к юбилею осталось лишь четыре расцветки – оранжевая, серебристая, белая и красная.

Fondazione Vico Magistretti.it; diomedia; artemide

6. Простая и эффектная, лампа Eclisse стала знаковым объектом середины 60-х годов – она предвосхитила “космический” дизайн, охвативший мир в 1970-х, стала символом успеха и мирового признания итальянского предметного дизайна в целом и компании Artemide в частности.

Fondazione Vico Magistretti.it; diomedia; artemide

7. В 1967 году Вико Маджистретти получил за Eclisse свой первый “Золотой циркуль”, престижную премию итальянской Ассоциации индустриального дизайна, которую сам основал в 1948 году. Compasso d’Oro еще раз досталась дизайнеру только через 12 лет, в 1979 году – вторую медаль ему принесла настольная лампа Atollo из крашеного алюминия.

8. “Воровской” фонарик стал одним из 12 объектов Вико Маджистретти, которые в свою постоянную коллекцию включил нью-йоркский Музей современного искусства MoMA. Кроме американского музея Eclisse в свои собрания купили еще десять крупных музеев, в том числе музей дизайна Триеннале в Милане, Метрополитен-музей и музей изящных искусств в Монреале.

Текст: Евгения Круглова

Фото: Fondazione Vico Magistretti.it; diomedia; artemide