Ремесло: секреты мастеров хрустального производства

Мелодия хрусталя, изящество его форм, изысканность оттенков и рисунков огранки создаются трудом уникальных мастеров. AD расспросил профессионалов хрустального производства о том, как создается продукция бренда Avdeev Crystal. Делимся с вами этой красивой историей.

В гранях хрусталя Avdeev Crystal отражается многовековая история — вот уже 240 лет технология их производства передается мастерами из поколения в поколение. Хрустальная фабрика была основана в далеком 1780 году: у ее истоков стояла династия промышленников и меценатов Мальцовых.

Посуда Мальцова традиционно украшала столы царских резиденций в Зимнем дворце и Царском Селе, в Гатчине, в резиденциях Елагинского острова и Красного Села. Многие изделия были созданы на заводе по эскизам знаменитых художников (сейчас они хранятся в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Русском музее, в Павловске и Петергофе, а также в частных коллекциях). Больше ста лет назад завод получил признание и в Европе: золотые медали за красоту продукции и разнообразие декора на международных художественных выставках в Чикаго в 1893 году и в Париже в 1900 году.

Сегодня хрустальные шедевры Avdeev Crystal производятся на той же исторической площадке, где когда-то располагалась фабрика Мальцова. Их создают по старинной ручной технологии мастера в третьем-четвертом поколении, работу которых можно сравнить с искусством ювелиров. Начинаясь с художественных идей, эскизов и набросков, хрусталь проходит целый ряд перевоплощений, и в каждый сверкающий предмет вложена частичка души создающих его людей. Наши собеседники, мастера хрустального производства, делятся тонкостями своей редкой профессии.

Андрей Куралесов, выдувальщик, отдельщик 6 разряда

Андрей работает с огненной стекломассой, в которую превращается шихта – состав на основе кварца, разогретый в печи при температуре почти в 1500 градусов. Работа выдувальщика начинается с набора стекломассы на специальную трубку. Мастер постоянно подкручивает ее, чтобы получить нужный объем и размер, добиться равномерной толщины стенок. Время ограничено — остывая, стекломасса теряет свою пластичность. Интересно, что первый образец изделия разбивают, чтобы оценить толщину стенок на соответствие требованиям.

Дело выдувальщика и отдельщика требует не только опыта и навыков, но и умения чувствовать стекло, его капризную, хоть и податливую природу. Здесь, у печи, видишь результат своего труда. Из капли раскаленной стекломассы рождается форма, пластика, характер будущего изделия. Это увлекает.

Андрей отмечает, что технология производства хрусталя не меняется на протяжении веков, и с гордостью подчеркивает, что профессия выдувальщика, отдельщика в принципе особенная, потому что работать у стекловаренной печи не каждому под силу. Кроме того, нужно чувствовать характер стекла, его поведение и учитывать особенности не только самого материала, но и того изделия, которое изготавливаешь.

"Наши инструменты — это трубка стеклодува, с помощью которой выдувальщик своим дыханием создает изделие, это катальник и откатки — такие же, как и сто лет назад, ножницы разных видов и предназначений, откаточная машинка. Высокохудожественные вещи требуют особого внимания и терпения. Крупные изделия с перехватами, например, массивные интерьерные вазы, изготавливать сложнее всего, — говорит Андрей. "Однако в то же время мне больше нравится работать над изделиями со сложными элементами. Моя ответственность в бригаде в настоящее время – принять изделие у выдувальщика, дополнить его деталями и элементами, провести необходимую обработку. Это финальная стадия перед отправкой изделия в лер. Например, сейчас в работе графин. Изделие непростое, горловину надо вытянуть и сохранить ее прочность, край должен быть идеально ровный, залив — достаточной толщины. Сегодня, когда производство работает не на поток и склад, когда его ассортимент часто обновляется, приходится быстро перестраиваться — изделия меняются, и к каждому нужен свой подход. Это, конечно, требует особой концентрации, но добавляет творчества процессу, делает его интереснее".

Дмитрий Бабаев, шлифовщик стеклоизделий

После того, как мастера-выдувальщики и отдельщики создают базовую форму изделия, оно поступает в цех к шлифовщику. Именно этой профессией владеет наш второй собеседник, Дмитрий Бабаев.

"Важный момент работы шлифовщика заключается в нанесении разметки на гладье (так на профессиональном сленге называют заготовки изделий), – поясняет Дмитрий. "Для этого используются лекала, разработанные специально под каждую модель. Я с детства занимаюсь рисованием. Всегда знал, что моя работа будет связана с творчеством. Судьба привела на хрустальное производство, я рад этому. Сейчас получаю художественное образование на факультете "Технология и дизайн" в БГУ им. Петровского. Думаю, что это поможет мне расширить свой профессиональный горизонт".

Технологии те же, что два века назад. У нас ручной труд, в хрустале Avdeev Crystal — настроение мастера, каждый предмет уникален. Это мне и нравится в моей работе.

При шлифовке, нанесении алмазных граней на изделие используются шлифовальные круги (их около 20, для разных целей), а также гравировочная машинка — для тонких, изящных линий и орнаментов. "На станок устанавливается соответствующий алмазный круг, — рассказывает Дмитрий. "Я работаю с крупными изделиями, поэтому обработка идет в две стадии. Сначала с обдирочным кругом, чтобы "врезаться" в материал, а потом — более тонкая, тщательная обработка дистировочным кругом. Им уже наносятся все мелкие детали". У каждого орнамента — свое название: звезда, паутинка, русский камень. Многие из них известны еще с XVIII века.

Дмитрий признается, что с прозрачным, бесцветным хрусталем работать легче, его видишь насквозь. Цветной приходится обрабатывать с непривычным углом наклона, на него уходит больше времени. Бывают и крупногабаритные изделия, едва помещающиеся в рабочую зону станка. Например, элементы хрустальных столиков. Тут важно иметь полный обзор и точно соблюсти симметрию рисунка. "Люблю работать с новыми изделиями! Из техники нравится гравировка. Хрустальное ружье, шахматы, другая сувенирная продукция дают простор для творчества, поэтому их изготовление доставляет большое удовольствие", — делится Дмитрий.

Андрей и Дмитрий — представители уникального коллектива мастеров, в руках которых рождается вселенная Avdeev Crystal, завораживающая красотой и рассыпающаяся фейерверком радужных бликов. Сверкающая легенда живет в роскошных столовых сервизах, интерьерных вазах и светильниках, сувенирах и подарках для особых случаев. Узнать больше об удивительной истории хрустального производства и сокровищах "Хрустального города", познакомиться с разнообразием прозрачного и цветного хрусталя и выбрать в подарок себе и близким роскошные изделия ручной работы можно на официальном сайте бренда Avdeev Crystal.

Фото: Архив пресс-службы.