Ремесло: секреты мастеров хрустального производства

Мелодия хрусталя, изящество его форм, изысканность оттенков и рисунков огранки создаются трудом уникальных мастеров. AD расспросил профессионалов хрустального производства о том, как создается продукция бренда Avdeev Crystal. Делимся с вами этой красивой историей.
Ремесло секреты мастеров хрустального производства

В гранях хрусталя Avdeev Crystal отражается многовековая история — вот уже 240 лет технология их производства передается мастерами из поколения в поколение. Хрустальная фабрика была основана в далеком 1780 году: у ее истоков стояла династия промышленников и меценатов Мальцовых.

Ремесло секреты мастеров хрустального производства

Посуда Мальцова традиционно украшала столы царских резиденций в Зимнем дворце и Царском Селе, в Гатчине, в резиденциях Елагинского острова и Красного Села. Многие изделия были созданы на заводе по эскизам знаменитых художников (сейчас они хранятся в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Русском музее, в Павловске и Петергофе, а также в частных коллекциях). Больше ста лет назад завод получил признание и в Европе: золотые медали за красоту продукции и разнообразие декора на международных художественных выставках в Чикаго в 1893 году и в Париже в 1900 году.

Ремесло секреты мастеров хрустального производства

Сегодня хрустальные шедевры Avdeev Crystal производятся на той же исторической площадке, где когда-то располагалась фабрика Мальцова. Их создают по старинной ручной технологии мастера в третьем-четвертом поколении, работу которых можно сравнить с искусством ювелиров. Начинаясь с художественных идей, эскизов и набросков, хрусталь проходит целый ряд перевоплощений, и в каждый сверкающий предмет вложена частичка души создающих его людей. Наши собеседники, мастера хрустального производства, делятся тонкостями своей редкой профессии.

Андрей Куралесов выдувальщик отдельщик 6 разряда

Андрей Куралесов, выдувальщик, отдельщик 6 разряда

Андрей работает с огненной стекломассой, в которую превращается шихта – состав на основе кварца, разогретый в печи при температуре почти в 1500 градусов. Работа выдувальщика начинается с набора стекломассы на специальную трубку. Мастер постоянно подкручивает ее, чтобы получить нужный объем и размер, добиться равномерной толщины стенок. Время ограничено — остывая, стекломасса теряет свою пластичность. Интересно, что первый образец изделия разбивают, чтобы оценить толщину стенок на соответствие требованиям.

Ремесло секреты мастеров хрустального производства

Дело выдувальщика и отдельщика требует не только опыта и навыков, но и умения чувствовать стекло, его капризную, хоть и податливую природу. Здесь, у печи, видишь результат своего труда. Из капли раскаленной стекломассы рождается форма, пластика, характер будущего изделия. Это увлекает.

Ремесло секреты мастеров хрустального производства

Андрей отмечает, что технология производства хрусталя не меняется на протяжении веков, и с гордостью подчеркивает, что профессия выдувальщика, отдельщика в принципе особенная, потому что работать у стекловаренной печи не каждому под силу. Кроме того, нужно чувствовать характер стекла, его поведение и учитывать особенности не только самого материала, но и того изделия, которое изготавливаешь.

Ремесло секреты мастеров хрустального производства

"Наши инструменты — это трубка стеклодува, с помощью которой выдувальщик своим дыханием создает изделие, это катальник и откатки — такие же, как и сто лет назад, ножницы разных видов и предназначений, откаточная машинка. Высокохудожественные вещи требуют особого внимания и терпения. Крупные изделия с перехватами, например, массивные интерьерные вазы, изготавливать сложнее всего, — говорит Андрей. "Однако в то же время мне больше нравится работать над изделиями со сложными элементами. Моя ответственность в бригаде в настоящее время – принять изделие у выдувальщика, дополнить его деталями и элементами, провести необходимую обработку. Это финальная стадия перед отправкой изделия в лер. Например, сейчас в работе графин. Изделие непростое, горловину надо вытянуть и сохранить ее прочность, край должен быть идеально ровный, залив — достаточной толщины. Сегодня, когда производство работает не на поток и склад, когда его ассортимент часто обновляется, приходится быстро перестраиваться — изделия меняются, и к каждому нужен свой подход. Это, конечно, требует особой концентрации, но добавляет творчества процессу, делает его интереснее".

Дмитрий Бабаев шлифовщик стеклоизделий

Дмитрий Бабаев, шлифовщик стеклоизделий

После того, как мастера-выдувальщики и отдельщики создают базовую форму изделия, оно поступает в цех к шлифовщику. Именно этой профессией владеет наш второй собеседник, Дмитрий Бабаев.

Ремесло секреты мастеров хрустального производства

"Важный момент работы шлифовщика заключается в нанесении разметки на гладье (так на профессиональном сленге называют заготовки изделий), – поясняет Дмитрий. "Для этого используются лекала, разработанные специально под каждую модель. Я с детства занимаюсь рисованием. Всегда знал, что моя работа будет связана с творчеством. Судьба привела на хрустальное производство, я рад этому. Сейчас получаю художественное образование на факультете "Технология и дизайн" в БГУ им. Петровского. Думаю, что это поможет мне расширить свой профессиональный горизонт".

Технологии те же, что два века назад. У нас ручной труд, в хрустале Avdeev Crystal — настроение мастера, каждый предмет уникален. Это мне и нравится в моей работе.

Ремесло секреты мастеров хрустального производства

При шлифовке, нанесении алмазных граней на изделие используются шлифовальные круги (их около 20, для разных целей), а также гравировочная машинка — для тонких, изящных линий и орнаментов. "На станок устанавливается соответствующий алмазный круг, — рассказывает Дмитрий. "Я работаю с крупными изделиями, поэтому обработка идет в две стадии. Сначала с обдирочным кругом, чтобы "врезаться" в материал, а потом — более тонкая, тщательная обработка дистировочным кругом. Им уже наносятся все мелкие детали". У каждого орнамента — свое название: звезда, паутинка, русский камень. Многие из них известны еще с XVIII века.

Дмитрий признается, что с прозрачным, бесцветным хрусталем работать легче, его видишь насквозь. Цветной приходится обрабатывать с непривычным углом наклона, на него уходит больше времени. Бывают и крупногабаритные изделия, едва помещающиеся в рабочую зону станка. Например, элементы хрустальных столиков. Тут важно иметь полный обзор и точно соблюсти симметрию рисунка. "Люблю работать с новыми изделиями! Из техники нравится гравировка. Хрустальное ружье, шахматы, другая сувенирная продукция дают простор для творчества, поэтому их изготовление доставляет большое удовольствие", — делится Дмитрий.

Ремесло секреты мастеров хрустального производства

Андрей и Дмитрий — представители уникального коллектива мастеров, в руках которых рождается вселенная Avdeev Crystal, завораживающая красотой и рассыпающаяся фейерверком радужных бликов. Сверкающая легенда живет в роскошных столовых сервизах, интерьерных вазах и светильниках, сувенирах и подарках для особых случаев. Узнать больше об удивительной истории хрустального производства и сокровищах "Хрустального города", познакомиться с разнообразием прозрачного и цветного хрусталя и выбрать в подарок себе и близким роскошные изделия ручной работы можно на официальном сайте бренда Avdeev Crystal.

Ремесло секреты мастеров хрустального производства

Фото: Архив пресс-службы.