Salone del Mobile.Milano 2021: что происходит с главной мебельной выставкой и чего нам ждать этой осенью

События вокруг Миланского мебельного салона чем дальше, тем сильнее напоминают сериал. Надеемся, в сентябре нас все-таки ждет хеппи-энд.
Salone del Mobile.Milano 2021

Первый раз о переносе Миланского мебельного салона 25 февраля в маленьком глазгианском клубе на концерте группы Temples. До Шотландии эпидемия тогда еще добраться не успела, и все эти новости хоть и обескураживали, но не казались чем-то действительно серьезным. С тех пор дата выставки менялась несколько раз, и хотя сейчас на сайте салона крупно обозначены даты — 5–10 сентября, — есть ощущение, что в их реалистичности никто по-настоящему не уверен.

Миланский мебельный салон впервые прошел в 1961 году — в этом он мог бы отметить круглую дату, но юбилей получается скомканным. Мероприятие, придуманное итальянцами ради продвижения своей продукции на внутреннем рынке и за рубежом, год от года набирало силу. С середины 1990-х годов салон считается крупнейшей мебельной выставкой в мире (до этого титул оспаривала кельнская imm Cologne), словосочетание made in Italy (“сделано в Италии”) стало полноценным брендом, а работают на итальянские фабрики дизайнеры со всего мира.

В 1961 году проходит первый Миланский международный мебельный салон. Масштаб выставки: 328 экспонентов, два павильона, 12 100 посетителей. В 1974-м салон расширится за счет выставки кухонной мебели Eurocucina, а еще через два года ­появится выставка света Euroluce.

С 2005 года салон проводится в гигантском выставочном комплексе, построенном в миланском пригороде Ро по проекту Массимилиано и Дорианы Фуксас. Чтобы понять масштаб: один только проход из конца в конец центральной аллеи вставки занимает минут пятнадцать, а по обе стороны этого променада стоят громадные павильоны общей площадью 21 га. В последние докоронавирусные годы в салоне ежегодно участвовало около 2300 брендов, и вряд ли есть человек, которому удалось увидеть выставку целиком, до последнего экспонента. Смысл такой гиперконцентрации мебельных фабрик в том, что каждый получает свой шанс. К примеру, пока журналист бежит от одного ньюсмейкера к другому, он может зацепить взглядом стенд какой-то менее известной фабрики. Если она сделала что-то стоящее, это обязательно заметят.

Fiera Milano.

Миланская выставка всегда воспринималась как краеугольный камень мебельной индустрии. Будучи монополистом, салон имел возможность диктовать экспонентам свои условия, и только очень самоуверенные бренды могли отказаться от участия в нем. К примеру, B&B Italia лет десять подряд показывала свои коллекции исключительно в шоуруме на виа Дурини. Фабрика такого уровня могла не сомневаться, что партнеры не обойдут ее своим вниманием, даже если она вздумает устроить презентацию на другой планете, но для большинства производителей участие в выставке было обязательной программой: я участвую в салоне, значит, существую.

Инсталляция COS и Артура Маму-Мани на Milan Design Week 2019.

Пандемия это изменила. Еще прошлым летом, сразу, как только миновал пик кризиса в Северной Италии, фабрики начали потихоньку показывать новинки, а этой весной некоторые презентовали целые коллекции. Мир переживает небывалый интерес к обустройству дома, мебельный бизнес оказался среди наименее пострадавших и явно чувствует себя гораздо лучше, чем салон, который без конца трясет от неопределенности.

Fondazione Prada в Милане.

Текущую дату его проведения назвали еще в ноябре прошлого года, но вплоть до середины организаторы ожидали финальной отмашки от правительства Италии. И даже когда кабинет Марио Драги сообщил, что намерен с 1 июля разрешить в стране международные выставки, сомнения не улеглись: участие в выставке — слишком дорогая затея, чтобы рисковать, а за прошедшие полтора года мебельщики научились обходиться без салона. Так что очереди из желающих выставиться в Ро не возникло, и президент салона Клаудио Лути подал в отставку.

Галерея Gallerie d’Italia в Милане.

Дошло до того, что миланский мэр стал упрашивать мебельщиков подтвердить свое участие, пугая их тем, что звание крупнейшего мероприятия в этой индустрии уйдет к другим выставкам. На прошлой неделе куратором салона назначили архитектора Стефано Боэри. Пока план в том, что выставка будет все дни открыта для широкой публики (раньше ее пускали только один день, остальные были строго для профессионалов), а мебель можно будет покупать прямо со стендов по специальным ценам. Звучит, по правде говоря, немного пугающе: если главное событие в индустрии заманивает публику обещанием распродажи, дела явно идут не очень. Ходят слухи, что салон перенесут из Ро на площадку покомпактнее.

Все, кто бывал на Миланском салоне, знают, что вообще-то самой выставкой дело там не ограничивается. Есть еще так называемая выставочная программа Fuorisalone с инсталляциями, презентациями и коктейлями, которая без преувеличений охватывает весь город — нет такого закутка в дни салона, где бы ни показывали какой-то дизайн. При этом никакого отношения к салону Fuorisalone на самом деле не имеет. Это вообще довольно уникальная история: фестиваль дизайна, который ежегодно проводился с 1980-х годов, никогда не имел формальных организаторов. Это горизонтальная структура, к которой может примкнуть любой желающий, будь то винтажная галерея, архитектурная школа или мебельная фабрика. Главное, что их всех объединяет, — разложенная по всему городу бесплатная брошюра с расписанием презентаций и коктейлей. Многие бренды, имеющие шоурумы в Милане, традиционно действовали по схеме: днем новинки на выставке, вечером — просекко в городе. Есть вероятность, что многие в 2021 году решат по примеру B&B пренебречь первой частью этой формулы и ограничатся мероприятиями в своих шоурумах. Это и дешевле, и рисков меньше. Несколько постоянных участников Fuorisalone уже объявили, что их мероприятие состоится в любом случае. Состав там такой, что скучно точно не будет: галерея Nulufar, Палаццо Литта, дизайн кварталы Брера и 5vie. Так что пока все выглядит так, что главный конкурент салона не кельнская imm и не парижская Maison & Objet, а местный фестиваль дизайна.

Экспозиция в галерее Nilufar.

Впрочем, это все пока догадки — ситуация меняется постоянно, интрига сохраняется, и у нас впереди еще целое лето, чтобы следить за перипетиями сюжета. Главное, чтобы развязка была в пользу дизайна и Милана, мы по ним уже соскучились.