Salone del Mobile.Milano: история самой крупной мебельной выставки

Миланский салон, как фильтр, пропускает в будущее только самое лучшее. В преддверии Salone del Mobile. Milano 2021 рассказываем, с чего начиналась и как эволюционировала самая крупная мебельная выставка.
Salone del Mobile.Milano

Человеку, связанному с миром интерьерного дизайна, сложно представить себе Милан без Salone del Mobile, но в прошлом году нам всем пришлось это пережить. До 2020-го выставка, проводившаяся регулярно с 1961 года, брала паузу лишь раз, в 1990-м, когда переносилась с сентября на апрель.

Площадь перед входом в выставочный центр Fiera Milano в пригороде Ро.

С самого начала разви­тие Salone del Mobile было стремительным. Мероприятие задумывалось как аналог IMM Cologne, но для поддержки итальянских производителей. “Раньше тенденции задавались в Кельне. Все, кто имел отношение к мебельной индустрии, ездили туда в январе”, — вспоминает Сильверио Мариан, глава представительства W.W.T.S. в России. Уже через восемь лет после дебюта по количеству участников Salone del Mobile догнала кельнскую выставку. Если шестьдесят лет назад в первом Миланском салоне приняли участие 328 компаний, а выставку посетили 12 000 человек, то в 2019‑м посетителей было уже в тридцать раз больше, а все желающие стать частью мира дизайна не умещались даже в громадном выставочном центре Fiera Milano и рассредоточивались по городу. Salone del Mobile из выставки-­ярмарки превратилась в ядро Миланской недели дизайна с обширной программой, которую одному человеку не обойти за все семь дней.

План старого выставочного центра La Compionaria, где Salone del Mobile проходила с 1961 по 2005 год.

Фотография старого выставочного центра La Compionaria, где Salone del Mobile проходила с 1961 по 2005 год.

“Salone del Mobile — самая известная мебельная выставка, все хотят на нее попасть. Милан стал квинтэссенцией дизайна, Кельн был вынужден передать первенство нам, итальянцам. Постепенно Салон обрастал мероприятиями, которые превращают город в сплошную вечеринку. Все, кто хочет прожить неделю в итальянском стиле, могут сделать это под предлогом посещения выставки”.

Отцами-создателями Salone del Mobile во главе с Тито Армеллини считаются четырнадцать итальянских производителей, среди которых есть Анджело Молтени, основатель компании Molteni, участвующей в выставке с самого начала. “Каждый год для нас — это всегда вызов и стимул придумывать новую мебель, показывать все, на что мы ­способны”, — говорит глава отдела маркетинга Джулия Молтени. Эта “гонка вооружений” подарила миру много икон дизайна, которые впервые были представлены именно на Миланском салоне.

День рождения Salone del Mobile — 24 сентября 1961‑го. Количество участников в первый год было небольшим, им хватило двух павильонов в выставочном центре La Compionaria.

Президент выставочного центра Сильвио Коджи, префект Милана синьор Спазиано, почетный ­президент Марио Дози и ответственный секретарь Тито Армеллини посещают стенды первого Salone del Mobile. Фото 1961 года.

Однако вначале прогрессивные марки не очень хотели соседствовать с производителями традиционной классики, поэтому в 1965 году организаторы решились на радикальный шаг и выделили для современного дизайна отдельное пространство. Такого еще не делал никто: Boffi, Arflex, Kartell, Poltrona Frau, Cassina и Molteni бок о бок на одной площадке.

1965. Важный год в истории Миланской выставки: организаторы выделили для производителей современной дизайнерской мебели отдельный этаж. С тех пор деление экспозиции на стили и направления стало традиционным.

С 1974‑го в рамках Salone del Mobile стали появляться узкоспециализированные выставки, например, кухонной мебели, светильников или офисного оборудования. В 1998‑м был запущен конкурс для начина­ющих дизайнеров SaloneSatellite.

1967. С этого года выставка Salone del Mobile получила право называться международной. Это определение присваивается выставке тогда, когда в ней примет участие более одного государства. С Миланским салоном это случилось уже через шесть лет ­после дебюта. 1974. Сейчас в рамках Salone del Mobile проводятся еще семь специализированных выставок. Первой была Eurocucina, целиком и полностью посвященная мебели для кухонь, а спустя два года, в 1976‑м, к ней присоединилась световая Euroluce. Эти мероприятия проводятся раз в два года.

Премьера иконы дизайна XX века — кресла Proust по дизайну Алессандро Мендини для Cappellini. Фото 1979 года.

А вот Неделя дизайна с богатой вневыста­вочной программой начала зарождаться в 1990-м. “Двадцать лет назад у нас появился еще один вызов — участие в программе Fuorisalone. Для нее надо обязательно обновлять шоурум и устраивать что-то необычное, чтобы привлечь посетителей. В 2015-м, к восьмидесятилетнему юбилею Molteni, мы организовали выставку в Галерее современного искусства, а в 2019‑м заняли двор музея Брера”, — добавляет Джулия Молтени. Компания Edra в этом году планирует впечатлить всех новым шоурумом, который расположен в стенах роскошного палаццо Дурини, и собирается презентовать первый номер Edra Magazine.

1990. Без обширной вневыставочной программы Salone del Mobile немыслима, но так было не всегда. Впервые культурные мероприятия, сформировавшие Миланскую неделю дизайна, прошли в 1990-м и стали основой будущей программы Fuorisalone.

“Каждая выставка особенная — это встреча с миром, ради которой мы работали целый год, и испытательный полигон. Edra участвует в Salone del Mobile с 1964 года, и мы видели эволюцию мероприятия. Salone останется, она не может превратиться в Supersalone, потому что выставка и так уже была супер”.

Почти все предметы Edra переходят в разряд культовых. На фото кресла Ester по дизайну Якопо Фоджини.

В 1989 году проведение Salone del Mobile решили перенести с сентября на апрель и, чтобы дать возможность получше всем приготовиться, выдержали паузу в год. С 1991-го выставка “переехала” на весну. В 1998 году впервые была проведена выставка-конкурс SaloneSatellite, принять участие в которой могли молодые дизайнеры не старше 35 лет. Бессменным куратором экспозиции с самого начала является Марва Гриффин. В 2002 году в только открывшемся современном крыле Музея Виктории и Альберта в Лондоне прошла выставка Milan in a Van. Для нее кураторы прямо с Salone del Mobile в фургоне привезли самые примечательные новинки. Яркий пример того, как итальянский дизайн завоевал мир.

Тридцать лет все шло по плану. С 2005-го Salone del Mobile стала проходить осенью в Москве, а в 2016‑м еще и в Шанхае, но 2020‑й заставил всех остановиться, а после паузы дизайнерский мир стал стремительно меняться. “Глобальная пандемия заставила нас искать альтернативные способы презентации своих коллекций, но мы считаем, что физический контакт важен, поэтому ждем возобновления всех выставок, — делится Маттео Галимберти из Flexform. — И пусть привычного нам всем салона в этом году не будет, но мы считаем, что нужно обозначить присутствие Милана и итальянского дизайна на глобальной сцене”.

Афиша выставки Salone del Mobile 2016 года.

Это присутствие будут обозначать в концентрированном виде. Supersalone, который пройдет с 5 по 10 сентября, объединяет несколько форматов: выставку-ярмарку, инстал­ляции, экспозицию культовых предметов мебели и работы студентов международных школ дизайна. Savio Firmino в этом году хорошо подготовились.

В 2006 году выставка в очередной раз переехала, но уже не во времени, а в пространстве. Salone del Mobile обосновалась в новом выставочном центре по проекту Массимилиано Фуксаса, построенном в миланском пригороде Ро. Площадка занимает 23 га.

В 2020-м они должны были отмечать пятидесятую годовщину участия в выставке, а в этом — свой восьмидесятилетний юбилей. Но в итоге все пышные празднества отложили до 2022-го, зато провели огромную работу над собой. Компания, которая прославилась резной классикой и не сдавала свои позиции до последнего, представила проект Cityng со стульями, спинки которых повторяют формы легендарных архитектурных сооружений. “А осенью мы проявим себя как первый бренд, использующий блокчейн-технологии. Презентация будет дополнена 3D-проекциями и виртуальной реальностью. Без пандемии этой трансформации не случилось бы”, — говорит Козимо Савио. Карантины, изоляция и закрытые границы круто изменили действительность. Как это отразилось на мире дизайна, мы увидим уже в сентябре.

В 2020-м из-за пандемии Salone del Mobile второй раз в истории не проводилась. В этом году осенью мы увидим выставку в новом, сконцентрированном формате Supersalone. Автор идеи и куратор — архитектор Стефано Боэри.

Во время пандемии Savio Firmino совместно с Козимо де Вита придумали необычный арт-проект Cityng.

Фото: Alessandro russotti/courtesy salone del mobile.milano; Publifoto/cosmit/архив пресс-службы; studio p/cosmit/архив пресс-службы; studio p 151/cosmit/архив пресс-службы; Andrea Caputo/courtesy salone del mobile.milano; архивы пресс-служб