Обзор Stockholm Design Week 2019: торжество скандинавского дизайна и самые яркие проекты

C 4 по 10 февраля в шведской столице проходит Stockholm Design Week, обязанная своим существованием Stockholm Furniture & Light Fair (5–9 февраля). Несмотря на более скромные по сравнению с Миланской и Лондонской неделями дизайна размеры, Стокгольмская неизменно привлекает к себе большое внимание. Потому что нигде больше невозможно увидеть такой концентрированной порции скандинавского дизайна, в котором так мастерски рифмуются комфорт, рациональность, внимание к вопросам экологии и социальная ответственность.
Обзор Stockholm Design Week 2019 торжество скандинавского дизайна и самые яркие проекты

1. Инсталляция Snowtopped

Созданная стокгольмской дизайн-студией Note по заказу известного производителя напольных покрытий Tarkett инсталляция Snowtopped расположилась в двух стеклянных павильонах на крыше великолепного отеля At Six (пару лет назад открывшегося в старом модернистском здании в самом центре города и прославившегося своей рафинированной коллекцией современного искусства). Чтобы продемонстрировать безграничные возможности материала, внутри каждого павильона дизайнеры создали объемные композиции из белого линолеума, напоминающие гряды снежных сугробов, на которых можно сидеть, лежать и даже съезжать с них. В качестве бонуса с крыши открывается вид на заваленный снегом Стокгольм. Организаторы разместили инсталляцию не на территории выставки, как в прошлый раз, а в центре города и надеются таким образом привлечь к событиям Недели дизайна как можно больше местных жителей, и не исключено, что в дальнейшем инсталляция переместится в игровую зону одной из местных школ.

2. Коллекция светильников Fusa от Луки Никетто

В выставочном зале шоурума компании Svenskt Tenn открылась экспозиция Heritage, на ней представлена коллекция светильников Fusa. Ее автор — живущий в Стокгольме итальянский дизайнер Лука Никетто. Коллекция, состоящая из целой серии различающихся по размеру и форме разноцветных ламп из муранского стекла, вдохновлена принтами тканей, созданных около сорока лет назад одним из основоположников бренда Йозефом Франком, в свою очередь находящимся под впечатлением от венецианского терраццо. Чтобы добиться эффекта терраццо, Лука Никетто использовал осколки стекла, не предполагавшиеся для дальнейшего использования в производстве.

3. Коллекция мебели и аксессуаров нового ресторана Национального музея Швеции

В открывшемся после пятилетней реконструкции Национальном музее появился новый ресторан, который, безусловно, заслуживает внимания с точки зрения весьма изысканной кухни. Но не меньший интерес вызывает его дизайн. Над созданием интерьеров — мебели, светильников и декоративных элементов, которых в общей сложности насчитывается 82, — под руководством Матти Кленелля трудилось 32 шведских дизайнера (Note, TAF Studio, Jenny Nordberg и т. д.) и 20 компаний-производителей (Artek, Swedese, Offecct, Fogia, Design House Stockholm, Kvadrat и т. д.). В результате в стенах исторического музея образовался своеобразный музей наисовременнейшего скандинавского дизайна. Для подведения итогов этого масштабного проекта к Стокгольмской неделе дизайна был выпущен альбом, повествующий об истории создания каждого предмета. Целиком всю коллекцию, получившую название NM &, можно увидеть на одном из стендов Stockholm Furniture & Light Fair.

4. Проект Baker’s House от дизайнерского дуэта Färg & Blanch

Дом, в котором Марга Бланш и Фредерик Фарг демонстрируют свои новые работы, вот уже четыре поколения подряд принадлежит семье Марги и был построен в 1892 году ее прапрадедом Юлиусом. Долгие годы на его верхних этажах располагалась квартира хозяина, а нижние были приспособлены под небольшую пекарню. Свою новую коллекцию из 12 предметов, в которую вошли светильники, мебель, подсвечники, Färg & Blache посвятили этому необычному дому. Расставив их в жилых комнатах среди исторической обстановки, дизайнеры предоставили вещам вести мирный диалог, дав таким образом старым диванам и шкафам зажить новой жизнью и придав современным предметам солидность.

Пожалуй, самым эффектным объектом коллекции стали светильники — оммаж знаменитым круглым хрустящим скандинавским хлебцам с дыркой посередине. На светящий элемент, имитирующий палку, нанизаны разноцветные диски из стекла, по форме и фактуре напоминающие те самые хлебцы, которые и по сей день хранят, нанизывая на палку, и которые позволили далекому предку Марги Бланш сколотить свое солидное состояние.

5. Архивная коллекция Карла Мальмстена

Имя скандинавского архитектора и дизайнера Карла Мальмстена, в свое время очень влиятельной фигуры на дизайнерском небосклоне Швеции, было в течение последних 40 лет незаслуженно забыто. Однако, заметив возрождающийся интерес к его работам не только среди узкого круга ценителей коллекционного дизайна середины прошлого века, представители The Siv & Carl Malmstens Minne Foundation решили возобновить производство мебели и тканей знаменитого дизайнера. Внимательно изучив 20 000 листов эскизов, тщательно хранящихся в архиве Карла Мальмстена, в производство запустили первые пять предметов. В коллекцию попали знаменитые диван Lundeqvist и кресло Widemar. Увидеть ее можно на Stockholm Furniture & Light Fair.

6. Проект The Fenix Palace

В здании с красивейшими историческими интерьерами, построенном в 1912 году архитектором Ялмаром Вестерлундом, известный стилист Анналена Лейно соорудила инсталляцию из мебели и светильников японской компании Ariake, сотрудничающей со многими скандинавскими дизайнерами, среди которых Norm Architects и Anderssen & Voll, а также из предметов скандинавских производителей, таких как Wästberg и Nedre Foss. А в качестве декоративного оформления Анналена использовала ковры и работы из керамики украинской компании Faina, созданные дизайнером Викторией Якушей.

7. Коллекция посуды Raami от Джаспера Моррисона для Iittala

В галерее современного искусства Wetterling проходит выставка “Создание атмосферы (когда еда становится формой)”, исследующая непростые отношения человека и еды. Организаторы считают, что прием пищи можно смело отнести к разряду ритуалов, связанных с определенным набором предметов и действий. Поводом для исследования послужила коллекция Raami, созданная Джаспером Моррисоном для компании Iittala в свойственной ему и близкой скандинавам сдержанной манере. Все предметы будто собраны из разных сервизов и сделаны из различных материалов (дерево, фарфор, стекло). Таким образом дизайнер попытался сделать процесс приема пищи менее формальным и более комфортным.

8. Выставка Young Swedish Form

В новом выставочном пространстве The Box шведского центра архитектуры и дизайна ArkDes при поддержке ассоциации Svensk Form открылась выставка молодых шведских дизайнеров Young Swedish Form 2019. Здесь представлены работы начинающих дизайнеров, работающих в разных дисциплинах — от архитектуры и моды до предметного дизайна и ремесленных технологий. Среди них кресло Lobster Мартина Тюбека, конструкция которого основана на идее о том, что все мы разные и каждый из нас по-своему воспринимает понятие комфорта. На этом кресле можно сидеть одному и целой компанией, и оно позволяет принимать любую удобную для сидящего позу. А также лампы Яна Клинглера, напоминающие огромные химические колбы. В них он выращивает колонии бактерий, взятые с определенного предмета или у любого живого существа. Каждый раз на дне колбы образуются непохожие одна на другую по рисунку и по цвету картины, индивидуальные, как отпечатки пальцев. Дизайнер заливает их полимерной смолой и запечатывает пробкой со встроенным светодиодом, создавая таким образом своеобразные капсулы памяти о каком-то приятном месте или близком человеке.

Фото: архив пресс-службы