В мае 2005 года в Париже на аукцион Piasa были выставлены более шестисот вещей, которые кутюрье Поль Пуаре создал для своей жены Дениз в 1914–1928 годы. Когда после двадцати трех лет совместной жизни Дениз ушла от мужа, она упаковала его подарки в чемоданы, и они в идеальном состоянии пролежали на чердаке годы.
Их обнаружил антиквар Пьер Эммануэль Одап, которого вызвала правнучка Дениз Пуаре Софи, решив избавиться от старой мебели. После аукциона летний плащ из чемодана, проданный за $169 000, стал самым дорогим предметом винтажной одежды в мире, а шелковые туфли за $52 500 – самой дорогой парой обуви.
Над обстановкой квартиры кутюрье Жака Дусе в 1920-е годы работали мэтры ар-деко, и вещи из нее сейчас перепродаются по заоблачным ценам. Но то, что мраморный барельеф “Музыканты и антилопы” украшал столовую в этой квартире, до недавних пор оставалось неизвестным. А сама вещь – недооцененной: в 2000 году Sotheby’s продал ее всего за $111 750.
И только в 2004‑м эксперты Christie’s нашли письма, в которых Дусе обсуждал будущий барельеф с его автором Леоном Иденбаумом, эмигрантом из России. После такого открытия “Музыканты и антилопы” на ожесточенных торгах ушли за $4,6 млн. Это новый мировой рекорд цены на предмет декоративного искусства ХХ века.
Ранняя работа австрийского экспрессиониста Эгона Шиле Herbstsonne (“Осеннее солнце”, или “Увядшие подсолнухи”) много лет принадлежала австрийскому галеристу Карлу Грюнвальду. После того как в 1940 году нацисты конфисковали его коллекцию, следы картины потерялись.
А в конце 2005 года в Christie’s обратился скромный человек, попросивший оценить полотно неизвестного автора. Мужчина получил его “в нагрузку” при покупке квартиры – картина висела там на стене. С аукциона она ушла за £11,8 млн (предпродажная оценка £4–6 млн). Деньги достанутся наследникам Грюнвальда – по закону “Увядшие подсолнухи” принадлежат им.
Как-то к экспертам из консалтингового бюро Millerand & Saint-Seine обратились клиенты-американцы с просьбой оценить и продать “завалявшийся” у них столик. Специалисты выяснили, что он был изготовлен в 1746 году знаменитым французским краснодеревщиком Бернаром ван Ризенбургом, известным под инициалами BVRB, для первой жены сына Людовика XV Марии-Терезы Испанской и стоял в ее будуаре в Версале. Эксперт Тьери Мийеран предложил Версалю выкупить столик, и летом 2004 года безо всяких аукционов музей заплатил хозяевам $1,9 млн – такой суммы они изначально совсем не ожидали. Для Версаля это тоже подарок – все вещи королевского происхождения уже давно в музеях.
В 2004 году на антикварной биеннале в Париже галерее Downtown выделили самый маленький стенд. Галеристу Франсуа Лаффануру удалось втиснуть туда всего два предмета – стол и книжный шкаф работы французской модернистки Шарлотты Перриан. Ради них Лаффанур предпринял настоящую экспедицию в Бразилию.
То, что Перриан в 1962 году обставила в Рио-де-Жанейро представительские апартаменты для своего мужа, главы Air France в Южной Америке, было широко известно. Но только Лаффанур додумался разыскать нынешних владельцев этой мебели. Он выкупил ее за разумные деньги у банкира и писателя, которые знали происхождение вещей, но особой ценности им не придавали. Проданы они были за €500 000 и €700 000 соответственно – невиданные прежде суммы для послевоенного дизайна.
“Птица в пространстве” – самая знаменитая работа скульптора-модерниста Константина Бранкузи. Было известно двадцать семь ее версий в мраморе и бронзе, и вот недавно нашлась еще одна, мраморная, датированная 1922–1923 годами.
Десятилетия владельцы хранили ее в сейфе банка в Брюсселе. На Christie’s в мае 2005 года “Птица” перешла в руки нью-йоркского банкира Леона Блэка, заплатившего за нее $27,456 млн. Это новый мировой рекорд цены на работу Бранкузи, а также на скульптуру вообще. До этого рекордной была цена $18,1 млн за его же бронзовую “Данаиду”.
В начале 2005 года фарфоровый рукомойник в оправе из позолоченного серебра ушел на нью-йоркском аукционе Doyle за $11 000. Клеймо Севрской мануфактуры позволяло точно датировать его, но больше о его происхождении ничего не было известно.
Три месяца спустя покупатель снова выставил вещь на аукцион. Предпродажная оценка Christie’s составила уже $150 000–300 000, а продан он был за $1,8 млн. Оказалось, что это один из семи экземпляров, выполненных королевским фарфоровым заводом в 1754–1758 годах. И принадлежал он фаворитке короля Людовика XV маркизе де Помпадур!
В 1997 году некая бургундская старушка отдала старьевщику шесть лакированных стульев. Старьевщик сбыл их за 17 500 франков (около €460 за стул) некоему Жан-Клоду Либурелю. Тот отправил стулья на экспертизу в Camard et Associés, где выяснили, что вещи сделаны знаменитой Эйлин Грей для ее любовницы певицы Дамии. И что стоят они очень и очень дорого. Тут Либурель заметался, боясь продешевить, и нелегально переправил стулья в Лондон, чтобы перепродать их там. Это позволило мадам Лакур – той самой старушке – потребовать их возврата. Суды длились восемь лет, и только в июне 2005‑го хозяйка смогла выставить стулья на аукцион. Занесенные в список национальных сокровищ Франции, они продавались поштучно и при условии, что новые владельцы не вывезут их за пределы страны. Цены составили от €1 172 968 до €1 744 728 за стул.
Текст: Наталья Чергинская