Скандинавский Леонардо: чем известен финский предметный дизайнер Тапио Вирккала

Мы открываем новую рубрику, в рамках которой этнограф и хозяин магазина скандинавского дизайнерского винтажа Retronord Александр Трифонов будет знакомить вас с выдающимися скандинавскими дизайнерами XX века и культовыми предметами их авторства.
Скандинавский Леонардо чем известен финский предметный дизайнер Тапио Вирккала

Александр Трифонов — историк, специализирующийся на изучении Русского Севера и финно-угорских народов, путешественник-этнограф и лектор в школе-студии "Детали". По его словам, любовь к винтажу и красивому стеклу формировалась в нем с детства — и в результате переросла в дело жизни. 7 лет назад Александр основал магазин скандинавских винтажных вещей Retronord. Основной его специализацией стали как раз предметы из стекла, хрусталя и фарфора, которые Александр привозит из своих многочисленных путешествий по северным странам.

Специально для AD Александр вспомнил свою поездку в Музей современного искусства Эспоо под Хельсинки и рассказал об одной из звезд скандинавского дизайна XX века — Тапио Вирккале.

Александр Трифонов, основатель магазина Retronord

Когда едешь по неширокой дороге в этом спокойном стильном пригороде Хельсинки, все кажется привычным и знакомым в предсказуемой Скандинавии. Паркуешься, проходишь, окруженный фирменной финской тишиной, в ЕММА — Музей современного искусства Эспоо. И, вдруг, видишь сквозь окна, что на другой стороне двора приземлилась настоящая инопланетная тарелка.

Дом Futuro, Матти Сууронен.

Внутри музея своя мера неожиданности, которая завораживает еще больше дома Футуро: самая большая коллекция дизайнерского наследия звездной пары, Рут Брюк и Тапио Вирккалы.

Вирккала — один из самых именитых дизайнеров Скандинавии. И, наверное, самый важный здесь предметный дизайнер 1950−1980-х годов.

Больше всего в EMMA удивляет какая-то незаконченность, не окончательная выверенность экспозиции: вот переполненные витрины со стеклом, вот словно древняя викингская погребальная лодка — деревянный ящик, заполненный всевозможными предметами посуды из серии Ultima Thule, которую производят с 1968 года; а рядом — почти пустые полки.

Тапио Вирккала.

Getty Images.

Пространство дробное, “полуоткрытое”, что-то можно увидеть, только встав на цыпочки, даже при моем немалом росте. Здесь не видишь “точки” в конце: вместо нее, на мой взгляд, стоит троеточие. И лишь через некоторое время понимаешь, что точку ставить и нельзя — и что это плюс экспозиции.

Фрагмент экспозиции музея EMMA.

Тапио Вирккала был человеком Возрождения, скандинавским Леонардо XX века. Ему были подвластны любые материалы и фактуры, его наследие насчитывает сотни различных предметов и серий. А его гений проявлялся во всем, к чему он прикасался: арт-стекло, посуда, предметы декора, скульптура, свет, украшения, мебель. В EMMA собрано, в основном, арт-стекло, которое занимало мастера всю жизнь. Именно поэтому невозможно сказать, что вот мол, мы собрали и осмыслили всего Вирккалу. Троеточие — лучшее, что может быть.

Музей Emma, фрагмент экспозиции.

Как настоящий финн Вирккала черпал вдохновение в природе и стал одним из пионеров скандинавского органического дизайна, воплощавшего в предметах природные паттерны и формы. Эта школа дизайна была аутентичной для скандинавских стран.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

В своей работе дизайнер использовал особый метод: ему удавалось увидеть и воплотить в стекле, металле или дереве абстрактную суть природного объекта. Так соединялись два самых мощных течения Скандинавии XX века в отношении предметного дизайна: organic design и лаконичный геометрический стиль.

Первым творением дизайнера стала ваза и арт-объект Kantarelli — “Лисичка” в переводе на русский. Да, да, речь идет о грибе, который растет в лесу. Тапио Вирккала придумал ее в 1946 году.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Лесной гриб "лисичка" прославил Тапио, названного в честь древнего финского божества леса. Сначала ваза выиграла конкурс производителя арт-стекла Кархула-Ииттала, а затем была замечена уже на общей скандинавской выставке Nordiskt Konsthantverk в Стокгольме, которая проходила в 1946 году. С этого начался путь Вирккалы к известности за пределами Финляндии.

В самой последней книге музея EMMA о Вирккале — Tapio Wirkkala. Taiteilija. 2019 — автор, Марья-Тертту Кивиранта, пишет, что серия Kantarelli и похожие по дизайну ранние предметы Вирккалы в абстрактном стиле представляют собой новое, модернистское искусство послевоенной Европы.

Скульптуры из стекла Paadarin Jaa.

Мировое признание к Вирккале пришло с призами Миланских триеннале — самых престижных тогда конкурсов для дизайнеров. На триеннале 1960 года он получил приз за скульптуры из стекла Paadarin Jaa, Лед Паатари. В них видна вся природная мощь северной стихии. Такие предметы Вирккала продолжит делать до конца своей жизни.

Так, маленькое лапландское озеро Паатари, где Вирккала проводил часть времени летом, послужит вдохновением для целой серии одноименной посуды.

Серия посуды Paadar.

Вершиной творческого успеха дизайнера Кивиранта считает промежуток времени около 1968 года, когда он придумал серию посуды Ultima Thule — рюмочки и чаши, поверхность которых напоминает лед, покрытый капельками воды.

Кстати, легендарная шероховатая поверхность стенок этих предметов получилась почти случайно: у первых вещей серии поверхность оказалась неровной из-за качества стекла.

Посуда Ultima Thule.

Позже будут и классическая ваза Pinus (1973) с текстурой сосновой коры, и работа для Venini, и ваза “Бумажный пакет” для Rozenthal (1977), и многое другое. Будет все то же пристальное внимание к финской национальной культуре, лапландской архаике, новым техникам и итальянским технологиям работы со стеклом.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Вирккалу можно открывать бесконечно. Я делаю это постоянно, нахожу все новые и новые вдохновляющие предметы его авторства.

За предметом дизайна всегда стоит автор, каждая вещь несет в себе отпечаток личности создателя. Тапио Вирккала говорил, что дизайнеру надо уйти от чертежной доски, посмотреть, как делается предмет, познакомиться с теми, кто будет его изготавливать. Этот подход во многом определил лидирующие позиции скандинавских дизайнеров второй половины XX века.

Фото: Александр Трифонов; Getty Images.