В моей гостиной воцарился диковатого вида диван, собранный по кускам на антикварном развале. Невероятной длины, с обитой тканью спинкой, опирающийся на две тумбочки по бокам. Никаких сведений о возрасте и происхождении. Отвечая на вопросы удивленных друзей “В каком он стиле?”, я путался между ар-деко и ар-нуво. Честно говоря, более всего он вызывал у меня ассоциацию со стилем офицерского борделя, но этого стиля не было во “Всеобщей истории искусств”. Только увидев похожий диван на выставке в МАКе, венском музее прикладного искусства, я смог идентифицировать его как работу “Венских мастерских” Йозефа Хоффмана. Точнее, как работу анонимных последователей, безымянных мебельных “пиратов” начала ХХ века.
Йозеф Хоффман (1870–1956) вошел в историю как человек, установивший каноны хорошего вкуса во всей довоенной Европе. Это признано всеми – влияние Wiener Werkstätte, “Венских мастерских”, созданных в 1903 году Йозефом Хоффманом и Коломаном Мозером с помощью промышленника Фрица Ваерндорфера, было беспрецедентным.