subekt-kulta-per-polen
Дизайн

Субъект культа: Пьер Полен

Свои главные работы дизайнер Пьер Полен создал в 1960–1970-е годы, но заслуженная слава пришла к нему только в самом конце жизни.

, обновлено 9 Июля 2015
AD Magazine

Мы встречались с Пьером Поленом на мебельной выставке в Кельне. Поводом была его вторая коллекция мебели, выпущенная маркой Ligne Roset.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 1
Пьер Полен и его жена Майя, урожденная Водзиславская, в Севенских горах, 2004 год. В 1973 году Майя стала агентом Полена, поженились они лишь девять лет спустя. Сейчас Майя Полен — главный хранитель наследия дизайнера

Незадолго до этого Полен вернулся если не из полного небытия, то уж точно из истории, куда он вошел как создатель авангардной мебели и интерьеров для президента Помпиду. Но начиная с середины 1980-х дизайнер ушел в тень – проектировал утюги, раковины и даже сиденья для унитазов. Не то чтобы ему не хватало творческого запала на что-то более существенное.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 2
Кабинета Франсуа Миттерана в Елисейском дворце с мебелью Пьера Полена, 1988 год

“Несмотря на преклонный возраст, он был очень увлечен работой”, – вспоминает совладелец Ligne Roset Мишель Розе, тесно общавшийся с дизайнером в последние годы жизни. Да и рукопожатие у него было неожиданно бодрым для восьмидесятилетнего старика. Всё дело в том, что Полен всегда считался немного аутсайдером. Тогда, в 2009-м, мы хотели сделать с ним материал в рубрику “Горячая десятка” – дизайнер должен был назвать самые важные для него места и вещи.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 3
Гостиная в доме Поленов в Севенских горах, съемка 2004 года. Дизайнер обосновался в этом доме в середине 1990-х и провел там последние годы ­жизни

Неожиданно эта задача поставила Полена в тупик – он словно пытался суммировать в этих десяти пунктах всю свою долгую жизнь. Подолгу раздумывал, а потом пускался в пространные, как это бывает у стариков, воспоминания.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 4
Квартира Жоржа Жалю, издателя группы L’Officiel. Шкаф и стулья по дизайну Андре Монпуа, остальные вещи и сам интерьер — работа Полена

“Ну, скажи, что любишь меня, наш дом и собаку”, – подсказывала ему жена Майя Полен. “Нет, это не то”, – отмахивался он и рассказывал, как во время Второй мировой через город, где он жил, проходили три армии – немецкая, советская и американская. “Американцы казались мне самыми неинтересными – они шли в ботинках на мягкой подошве, которые не стучали по мостовой. Вот когда маршировали немцы и русские, было за версту слышно, как они чеканят шаг”.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 5
В 1961 году Полену поручили переделать интерьеры Дома радио в Париже. На фото — фойе со светильниками из неоновых трубок

Во время войны Полен потерял дядю, Жоржа Полена. Это был настоящий гений-самоучка – зубной техник, который стал автомобильным конструктором и работал на Peugeot и Rolls-Royce. В 1941 году Жоржа расстреляли за участие в Сопротивлении. Тогда у будущего дизайнера впервые возник повод задуматься о двойственности своего положения – по материнской линии он был немцем. В будущем Полен будет недоумевать, когда его станут называть “французским дизайнером”. Он считал, что дизайн как таковой – продукт германской культуры.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 6
Эскиз гардеробной для квартиры ­Помпиду, 1971 год

В 1950 году в руки Полена попали американские интерьерные журналы, где он впервые увидел работы Рэй и Чарлза Имз, которые оставались его кумирами до конца жизни. Правда, с одной важной оговоркой. “Нельзя разделять Имзов и марку Herman Miller. Их дизайнерский гений в сочетании с технологиями этой компании – вот что дало такой потрясающий результат”.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 7
ресло Orange Slice, Artifort, 1959 год. Полен много экспериментировал с этой формой, но классикой стала именно эта, самая первая версия
Субъект культа: Пьер Полен - фото 8
Кресло, созданное Поленом в конце 1980-х специально для интерьеров Совета по экономике и социальной политике
Субъект культа: Пьер Полен - фото 9
Диван Face à Face из линии мебели для общественных заведений по заказу Mobilier National, 1967 год
Субъект культа: Пьер Полен - фото 10
Модульный диван Amphis демонстрировался на международной выставке в Осаке в 1970 году, в 1972-м попал в коллекцию Alpha International, а в 1999-м был перевыпущен Habitat под названием Osaka

В 1959 году Полен начал сотрудничать с голландской фабрикой Artifort, вместе с которой сделал свои главные хиты: кресла “Гриб”, “Язык”, “Лента”. Говорящие названия выдумывал задним числом президент Artifort Гарри Уэйдаманс.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 11
Кресло Ribbon, 1966 год, Artifort, обитое тканью Sundown по дизайну Джека Ларсена

Полен не подражал природным формам, он экспериментировал с новыми материалами – пенополиуретаном и эластичным трикотажем, который он любил называть на американский манер “стрейч”.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 12
Пуф Pumpkin (“Тыква”), Ligne Roset, 2007
Субъект культа: Пьер Полен - фото 13
Кресло Pumpkin (“Тыква”), Ligne Roset, 2007

Кресло Mushroom (“Гриб”), к примеру, появилось на свет, когда Полен задумал создать вещь, обтянутую, как чулком, цельным куском этого самого стрейча. Трикотаж пригодился и когда в 1969 году Полен взялся переделывать апартаменты в Елисейском дворце для Жоржа Помпиду.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 14
Гостиная в президентской квартире Елисейского дворца с креслами и диванами в обивке из замши — обе модели созданы в 1971 году

Дизайнер считал, что “жесткая архитектура не гостеприимна”, и везде, где только можно, затягивал стены тканью на манер “комнат-шкатулок”. Только в его исполнении этот старинный прием давал совершенно революционный результат. В памяти соотечественников Полен остался именно благодаря проекту с Помпиду.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 15
В 1965-м кресла Mushroom появились на обложке голландского телегида Revue

Мало кто знает, что в 1980-х он делал кабинет и для Франсуа Миттерана, – его мебель во Франции популярностью не пользовалась никогда. В таких случаях обычно говорят, что “дизайнер опередил свое время”, и в случае с Поленом это действительно так. Забытое имя дизайнера всплыло лишь в 1999-м, когда английская сеть Habitat запустила в производство кресло Mushroom и диван Osaka.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 16
Кресло Mushroom
Субъект культа: Пьер Полен - фото 17
Первая версия кресла Mushroom, Artifort. Полен экспериментировал с этой формой в 1959–1961 годах

Ну а дальше пошло-поехало: в 2002-м Полен работал для Magis, в 2007‑м его наследие решил перевыпустить Artifort, а еще через год началось сотрудничество с Ligne Roset – для этой марки дизайнер даже успел сделать несколько новых вещей. “Мы познакомились на его выставке, и это была любовь с первого взгляда”, – вспоминает Мишель Розе. Роман был недолог – в июне 2009 года Полена не стало. Зато он подарил дизайнеру вторую молодость, которая продолжается и после его смерти.

Субъект культа: Пьер Полен - фото 18
Курульное кресло из лимитированной коллекции, выпущенной в 1982 году Pierre Paulin SARL
Субъект культа: Пьер Полен - фото 19
Столик из серии Antigone, начало 1980-х. В этот период Полен был увлечен работой с деревом. Сейчас эту вещь выпускает Ligne Roset
Субъект культа: Пьер Полен - фото 20
Стол из серии Cathédrale с основанием из крашеного алюминия. В 1981 году эту модель выпустила принадлежащая ­Полену небольшая фирма Pierre Paulin SARL
Субъект культа: Пьер Полен - фото 21
Стеллаж был задействован в президентской квартире Елисейского дворца, но прототип появился еще в конце 1960-х годов. Сейчас эту модель под названием Elysée выпускает марка Magis

Текст: Анастасия Ромашкевич

Читайте также