Светильники ручной работы: магия стеклодувного искусства

Лампы, люстры, бра и другие светильники должны не просто освещать пространство, но создавать его.
Светильники ручной работы магия стеклодувного искусства

Лампы, люстры, бра и другие светильники должны не просто освещать пространство, но создавать его.

Свет делает окружающий мир видимым для человека. Он расставляет акценты в интерьере. Направленный свет концентрирует внимание на деталях, рассеянный — показывает объем пространства. Почему светильники так важны в интерьере, ясно и в прямом, и в переносном смысле: они нередко становятся точкой отсчета, объектами, вокруг которых выстраивается вся работа дизайнера интерьеров.

Светильник, Glassburg.

Первые светильники были примитивными масляными горелками с открытым пламенем. Пожароопасность и желание смягчить, рассеять или, наоборот, усилить свет огня привели к созданию подобия современных ламп. Для их изготовления с давних времен применяется стекло, и это неудивительно. Несмотря на хрупкость, это очень долговечный материал: в коллекциях археологических музеев есть стеклянные предметы, которым несколько тысяч лет. Кроме того, стекло сохраняет свои качества и характеристики практически неизменными. Если его не царапать и не тереть, оно столетиями остается твердым, плотным и прозрачным.

Производство светильника в Glassburg.

Первыми превращать песок в твердый и прозрачный, как лед, материал придумали древние египтяне. От них это мастерство перешло в античный греко-римский мир и осело в Византии. Там его освоили предприимчивые венецианцы, чтобы организовать собственное стеклодувное дело на острове Мурано (если и случался пожар, городу ничего не угрожало).

Светильник Optic Сrystal, Glassburg.

Муранские стеклодувы с тех самых пор работают вручную — точнее, выдувают стекло собственным дыханием, а затем доводят до нужной формы. Светильники работы итальянских мастеров отличает одновременно и легкость, и определенная основательность: недаром на Мурано любят плотные объемы стекла и используют не только прозрачное бесцветное, но и цветное. В наши дни стеклодувы работают в тандеме с известными дизайнерами. Например, на фабрике Vistosi создают изделия по проектам Вико Маджистретти и Франческо Луккезе.

Светильник, Vistosi.

Светильник, Vistosi.

С самого начала развития стеклодувного дела в Европе с итальянцами конкурировали мастера из Богемии. Последним повезло с природными условиями: Северная Чехия в XII–XIII веках изобиловала лесами, а для плавки стекла нужно очень много топлива. Старания чехов не пропали даром — их стекло, граненое или гравированное, сделанное по особому рецепту (хрусталь), быстро завоевало популярность. Именно богемскому мастеру Йозефу Пальме молва приписывает честь создания первой хрустальной люстры с подвесками, ставшей бестселлером на много десятилетий вперед.

Светильник, Vistosi.

В наши дни к наследию относятся с большим уважением, что не мешает творческому переосмыслению традиций. В ассортименте чешских марок SkLO, Lasvit и других пышные люстры со множеством подвесок уступают место остроумным постмодернистским идеям. Для SkLO работают американские дизайнеры Карен Гилберт и Пол Павлак, а с Lasvit сотрудничают звезды мирового уровня, включая Nendo и братьев Кампана.

Светильник, SkLO.

Светильник, SkLO.

Светильник, SkLO.

Есть свои традиции и у российских стеклодувов. Наши молодые марки, такие как Glassburg, не занимаются копированием классических образцов советских и даже имперских времен. В Glassburg специализируются на создании светильников и систем освещения на заказ, согласно предпочтениям заказчика. Дизайнеры бренда смело экспериментируют со стеклом, моделируя из раскаленной стекломассы сеточные и сотовые конструкции, больше похожие на арт-объекты. Именно такие светильники становятся системообразующими предметами интерьера, задающими тон, цвет и общую стилистику.