Христо Явашев родился 13 июня 1935 года в Болгарии, ровно в этот же день в Марокко появилась на свет Жанна-Клод де Гийебон — его будущая жена. Они познакомились в 1958 году, когда Христо попросили нарисовать портрет ее матери. Жанна-Клод был в тот момент помолвлена и позже действительно вышла замуж, но после медового месяца все же ушла к Явашеву.
Они были неразлучны вплоть до ее смерти в 2009 году. Они всегда творили вместе, а их имена стали единым и неразрывным словосочетанием: Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон.
Свою первую инсталляцию они создали в 1961 году: Христо и Жанна-Клод обернули бочки в порту Кельна, а годом позже представили масштабный проект “Железный занавес”. Они без согласия властей и в качестве протеста против Берлинской стены перекрыли нефтяными бочками одну из улиц Парижа. Правда, Жанна-Клод все же подошла к полиции, убедив их оставить это произведение на несколько часов.
В следующих своих проектах они в основном работали в технике ампакетажа, которую сами изобрели. Суть заключалась в обертывании предметов, достопримечательностей и даже природных ландшафтов в ткань, бумагу или пленку. Подобная концепция требовала огромных затрат — как материальных, так и физических. Для согласования проектов требовались годы: необходимо было продумать технические решения, провести переговоры, а также получить разрешение от властей и одобрение от охраны окружающей среды.
Поскольку переговоры часто затягивались, художники одновременно работали над несколькими проектами. Пара даже летала на разных самолетах, чтобы в случае аварии один из супругов смог бы завершить труд. Когда Жанна-Клод де Гийебон ушла из жизни в 2009 году, Христо продолжал реализовывать идеи, которые он придумывал еще с женой. Например, в 2018 году на озере Серпентайн в Гайд-парке он установил плавучую инсталляцию Mastaba из 7507 горизонтально уложенных бочек. Место для этого проекта он искал с конца 1960-х годов.
Художники стремились к свободе, поэтому свои работы реализовывали исключительно на собственные доходы от продажи эскизов и прототипов. Более того, все места под проекты Христо и Жанна-Клод брали в краткосрочную аренду, а вход для зрителей всегда делали бесплатным.
Христо и Жанна-Клод делали ставку на монументальность: они обернули мост Пон-Нёф в Париже, упаковали в полипропилен здание Рейхстага и даже часть побережья в Австралии, использовав 93 000 м² полотна и 56 км каната. В 1983 году они окружили одиннадцать искусственных островов в Бискайском заливе розовой тканью, в 1998-м “укутали” в серебристую полиэфирную ткань 178 деревьев в Беровском парке, а в 2005-м на дорожках Центрального парка установили 7503 ворот, с которых свисали ярко-желтые полотна. Ворота высотой 5 м растянулись на 37 км.
Несмотря на объемы полотен, художники всегда заботились о том, чтобы абсолютно все материалы после демонтажа были полностью переработаны.
Один из проектов Христо и Жанны-Клод, к сожалению, так и остался на бумаге: в 2018 году художник анонсировал работу под названием l’Arc de Triomphe, Wrapped, в рамках которой он собирался обернуть в полотно знаменитую Триумфальную арку в Париже.
Фото: Getty Images, архив пресс-служб