Ваза-холодильник, мюнцкабинет и курильница: старинные прообразы современных вещей

На выставке “Возвращение в усадьбу” в музее “Новый Иерусалим” мы нашли несколько предметов, которые использовались в парадном обиходе для приема высокопоставленных гостей. Их “правнуки” и “правнучки” стали привычной частью нашей жизни, не парадной, а повседневной.
Вазахолодильник мюнцкабинет и курильница старинные прообразы современных вещей
Ваза-холодильник

Фарфор, как известно, пришел к нам с Востока, из Китая, и в первые годы европейские мастера копировали и цитировали восточные образцы, видоизменяя их. Но вот фарфоровые “холодильники” — европейское изобретение. Парность говорит о том, что они входили в обширный ансамбль сервировки: украшали залу и в то же время служили для охлаждения вина.

В чашу наливали вино, закрывали ее крышкой с углублением и сверху накладывали колотый лед, иногда подсоленный, чтобы он не так быстро таял. Виночерпий снимал крышку и разливал вино в приготовленные заранее бокалы. Уже в XIX веке с упрощением застольного этикета подобные предметы могли и украшать стол. Это все ручная работа — очень интересно разглядывать кашпо вместе, у них разные узоры.

Рисунок на таких вазах чаще всего был цветочный, иногда вводили ягоды, а уже в заключительном этапе наносили золотой декор. Последним над вазами работал мастер-позолотчик. Нынешние ведерки и кулеры для охлаждения бутылок с вином по сравнению с такими вазами выглядят бледно.

Ваза-курильница

Две курильницы или сосуды для благовоний, фантастические по художественному уровню, по сохранности, по замыслу и по редкости, происходят из довоенной коллекции музея “Новый Иерусалим”. На одной изображены батальные сцены, на другой — приморские пейзажи. Тематики сюжетов росписи распространенные. По деталям, форме и росписи специалисты датируют фарфоровую часть 1720-ми годами, а вот золоченые оправы, скорее всего, моложе на полвека.

Дело в том, что во Франции в середине XVII века возникла повальная мода на улучшения, переосмысление фарфоровых изделий, как восточных, так и европейских. По заказам двора французские мануфактуры делали роскошные оправы, центром которых являлись более старые фарфоровые образцы, это могли быть китайские вазы, пиалы, блюда, которые хранились в придворных собраниях. Обогащенные такими оправами предметы переходили в другой разряд роскоши.

Практического использования у двух курильниц, скорее всего, не было, сама их конструкция не допускает воскуривания неких благовоний на углях. Возможно, в них лежали сухие цветы, сбрызнутые благовониями. Эта практика существует до сих пор, так что вазы как функциональный предмет ничуть не устарели.

Фисгармония

Прообраз современного электрооргана — фисгармония. Скорее всего, французского производства. На этикетке указано, что мастер Дюплан является поставщиком дворца принцессы Матильды Бонапарт, племянницы Наполеона. В первом браке она была замужем за предпринимателем Демидовым.

Этот музыкальный инструмент каким-то образом попал в Россию, на выставке он находится в разделе, связанном с семейством Шереметевых, одной из самых музыкальных семей в России. Шереметевы держали театры в Кускове, в Останкине, в московском доме на Воздвиженке у них была фисгармония, но, к сожалению, не сохранилась. Кому принадлежал вот этот музыкальный инструмент, неизвестно, но его размеры позволяют сотрудникам музея предположить, что он детский.

Мюнцкабинет

А вот этот предмет с петровских времен практически не изменился. До воцарения Петра Алексеевича отдельные медали и монеты хоть и попадали в Россию, но никогда не вызывали коллекционного интереса. Только в петровское время, когда по велению государя все крупные политические события были отмечены чеканкой отдельной медали, их начали собирать и хранить.

Медали чеканились в двух-трех экземплярах в золоте — для поднесения государю и государыне; несколько штук в серебре, а большая часть тиража — в бронзе. Память о многих событиях сохранилась именно в медалях.

У политических и военных деятелей петровского, елизаветинского и екатерининского времени медали собирались в большом количестве. Некоторые из них отмечали выпуском собственных медалей важные домашние события. Князья Голицыны, например, уже в 1740-е годы заказывали семейные медали, связанные с бракосочетанием.

Эти медали можно было хранить в письменном столе, но европейская традиция предлагала хранить их в специальной шкатулке — мюнцкабинете, что переводится как “собрание медалей”. Традиция дошла до наших времен, причем мюнцкабинеты и сегодня делают из дерева, как триста лет назад. Считается, что это лучший способ хранения монет и медалей, хотя для начинающих нумизматов достаточно и простого бумажного конверта.

Фото: Архив пресс-службы