Для AD стало уже доброй традицией заканчивать январь посещением старейшей в Европе ярмарки искусства BRAFA. В этом году на ее 65-ю юбилейную сессию, которая проходит с 26 января по 2 февраля в просторных залах памятника индустриального наследия Tour & Taxis, съехались 133 ведущие международные галереи из 14 стран. Россия, кстати, уже второй год подряд представлена галереей “Эритаж”. BRAFA — ярмарка невероятно эклектичная, она охватывает 20 специализаций: от археологии до старых мастеров, от коллекционного дизайна и антикварной мебели до артефактов и современного искусства.
В этом году мы попросили известного бельгийского дизайнера Ксавье Люста сделать для AD свой выбор самых интересных предметов. Люст считает, что дизайн интерьерный или предметный — это уравнения с четырьмя параметрами: функциональность, красота, технологии и культура. За этот всесторонний подход к творческому процессу его ценят такие маститые компании, занимающиеся массовым производством, как Boffi, Driade, Fiam, Extremis, De Padova, Cappellini и MDF Italia, и галереи, специализирующиеся на коллекционном дизайне, среди них — миланская Nilufar, парижская Galerie du Passage и нью-йоркская Ralph Pucci.
На BRAFA Ксавье лично знает очень многих галеристов, и мы подолгу задерживаемся у каждого стенда, пока дизайнер, делая свой выбор, расспрашивает о понравившихся предметах. Какие-то он, возможно, будет использовать в своих текущих проектах. Заодно он успевает обсудить с владельцами галерей последние новости и всех зовет посмотреть свою новую работу — столик Source, который выставлен на стенде галереи Helene Bailly.
“Общение на ярмарке — это важная часть моей работы. Здесь завязываются новые контакты, зарождаются идеи совместных проектов, и для меня это еще и неиссякаемый источник объектов, которые я использую в своих интерьерах”, — говорит Ксавье.
Выбор Ксавье Люста
1. Необыкновенно больших размеров гоготт из французского города Фонтенбло, ласково прозванный предыдущим владельцем “Карта мира”, — великолепный пример одного из самых редких и эстетичных скальных образований в природе. Каждый гоготт уникален и смоделирован движением воды под песчаными дюнами Фонтенбло. Обнаружен в 1984–1989 годах.
2. Скульптура Le Métaphore является уменьшенной моделью другой, более крупной работы Франсуа-Ксавье Лаланна — Canard sur l'eau, установленной в Les Lalanne в Майами и имеющей отношение к планам создания полноразмерной лодки в форме утки под названием Bateau-Canard. Провенанс: мастерская художника. Paul Kasmin Galleries, Нью-Йорк. Частная американская коллекция, приобретенная из последнего источника в 2006 году.
3. Золотая чаша для причастий с ручкой относится к периоду раннего бронзового века, около 2800–2700 годов до н. э. Особую ценность представляет ее безупречное состояние и то, что она выкована из цельного слитка золота.
4. Испанский скульптор Мигель Ортис Беррокаль, чья работа определяется поиском красоты посредством математических расчетов и изучения законов физики, которыми художник увлекался в молодости. Его скульптуры состоят из элементов, называемых “компонентами”, которые могут быть собраны как пазл. Беррокаль создавал как крупномасштабные объекты для общественных пространств, так и скульптуры, которые можно носить как ювелирные украшения.
5. В течение 16 дней, с субботы 19 сентября по воскресенье 4 октября, парижская Триумфальная арка будет обернута в 25 000 м² перерабатываемой полипропиленовой ткани серебристо-синего цвета и 7000 м красной веревки. В этой работе Кристо, который известен тем, что оборачивал тканью здание Рейхстага, остров, реку и многие другие объекты, заложено много позитивного смысла. Все свои проекты художник финансирует сам, а средства на их осуществление добывает с помощью продажи эскизов и рисунков будущего проекта. На BRAFA в этом можно приобрести эскизы проекта Arc de Triomphe.
Изначально осуществление замысла планировалось на май 2020 года, что должно было совпасть с ретроспективой работ художника в Центре Помпиду. Но по решению Христо акцию перенесли на сентябрь, чтобы не потревожить гнезда птиц, высиживающих птенцов на вершине арки весной. К этому проекту художник шел 60 лет, так как идея завернуть Триумфальную арку на площади Этуаль — Шарль де Голль пришла в голову Кристо и его жене Жанне-Клод еще в 1962 году.
6. В представлениях людей вили подобный фетиш дает его обладателю дар ясновидения. Эта ритуальная скульптура из Конго необычна тем, что у нее в руках сохранился контейнер, в котором хранится секретное содержимое, дающее скульптуре ее могущество (как правило, продавая подобные скульптуры, аборигены изымают контейнер).
Фото: архив пресс-службы