За что мы любим Франческо Бинфаре: культовые предметы и философия итальянского дизайнера

Рассказываем об истории сотрудничества итальянского бренда Edra и одного из самых ярких дизайнеров нашего времени: Франческо Бинфаре

Многие мебельные бренды на протяжении десятилетий работают с одними и теми же дизайнерами — образцовым примером таких почти семейных отношений можно считать сотрудничество компании Edra и дизайнера Франческо Бинфаре. В нашей новой статье мы решили вспомнить предысторию и историю развития этого сотрудничества, а также показать несколько появившихся благодаря ему предметов мебели Edra, которые уже стали культовыми.

Франческо Бинфаре родился в Милане, где живет и сейчас, однако его детство, пришедшееся на годы войны, прошло в небольшой горной деревне в долине Вальтеллина. Там он провел множество часов, наблюдая за природой и развивая в себе таким образом способность к созерцанию — важное умение для будущего творца.

Отец научил Франческо рисовать, и в 1960-м году юноша начал работать в компании Cassina: сначала как ассистент ее основателя Чезаре Кассина. В 1969 году Бинфаре стал руководителем исследовательского центра компании, в котором он за шесть лет приобрел большой практический опыт. Отвлеченные художественные навыки здесь нужно было трансформировать во вполне реализуемые дизайнерские решения, постоянно находясь в контакте с дизайнерами и архитекторами.

В 1972 году Бинфаре принял участие в подготовке выставки "Italy: The New Domestic Landscape", которая прошла в Музее современного искусства в Нью-Йорке: выставка стала одним из важнейших событий для дизайн-индустрии, закрепившим за Италией статус главной дизайн-державы мира. Через восемь лет после этого Бинфаре создал собственную компанию, которая занималась разработкой предметов для разных итальянских брендов.

Франческо Бинфаре продолжал проявлять себя и как художник: так, в 1992-м году он завершил работу над серией огромных картин "Следы одомашненных эмоций" (Tracce emozionali domestiche). Во многом благодаря ей на него обратил внимание Массимо Мороцци, сооснователь и идеолог компании Edra. Всего через год после начала сотрудничества Бинфаре представил на Международной мебельной выставке в Кельне кушетку L’Homme et la Femme ("Мужчина и Женщина"): тогда он впервые создал трансформируемую модель дивана, подушки которого могут служить как спинкой, так и подлокотниками.

Instagram content

View on Instagram

Большое внимание в своей работе Бинфаре уделял как раз идеям эргономики, и Edra поддерживала его эксперименты. Дизайнер раз за разом доказывал, что грамотно спроектированная мебель может не просто выглядеть как арт-объект, но и быть при этом очень удобной.

Эскиз Франческо Бинфаре.

Среди множества предметов, которые Бинфаре создал для Edra за 27 лет, стоит выделить диваны Standard и Grande Soffice — это одни из самых универсальных и при этом показательных моделей с точки зрения подхода дизайнера к проектированию.

Формообразующим элементом **дивана Standard **стали "умные подушки", созданные специалистами Edra. Они могут менять свою форму, что позволяет использовать их по-разному: подушки фиксируются в нескольких положениях. Таким образом можно менять облик дивана, адаптируя его под определенные потребности и настроение. Бинфаре признавался, что первые мысли о создании подобной модели пришли к нему очень давно: в тот момент, когда он смотрел на старенький диван с небольшими подушками.

Эскиз "умной" подушки от Франческо Бинфаре.

Тогда ему показалось, что подушки могут воплощать в себе идею движения, подстраиваясь под желания их владельца. Созданный в 2013 году диван стал реализацией этой задумки дизайнера, и его неслучайно назвали Standard: для Бинфаре и Edra диван стал идеальным образцом, моделью, которую будут повторять в будущем.

Диван Standard.

Спустя 6 лет Франческо Бинфаре создает диван Grande Soffice, в котором повторяются принципы, воплощенные в модели Standard. Этот модульный диван также оснащен "умными" подушками, а наполнителем для него, как и для Standard, служит инновационный материал Gellyfoam, запатентованный в 2004 году, в сочетании с гусиным пухом. Gellyfoam представляет собой особую пену, сочетающую в себе упругость и мягкость, поэтому диваны с таким наполнителем обеспечивают правильную поддержку для спины, но при этом остаются очень удобными.

Несмотря на то, что Grande Soffice младше своего "старшего брата" Standard на 6 лет, его силуэт выглядит более классическим. “Это скульптура, которая вписывается в дома людей так же, как памятник, обелиск или собор в городское пространство. Это воплощение самой архитектуры, первозданной и утонченной”, — отзывается о нем Франческо Бинфаре, и, пожалуй, лучшего описания придумать сложно: массивный, но совершенно не кажущийся тяжеловесным Grande Soffice действительно притягивает к себе внимание, становясь центральным элементом любого пространства — от современной студии до традиционной гостиной в итальянском палаццо.

Диван Grande Soffice.

Фото: Архив пресс-службы.