afishemaniya-v-galeree-iskusstva-stran-evropy-i-ameriki-xix-xx-vekov
События

“Афишемания” в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

21 Февраля 2019 - 21 Апреля 2019.
Москва

Шедевры французской рекламы конца XIX — начала XX века.

, обновлено 25 Февраля 2019
AD Magazine

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина 21 февраля откроется выставка французской рекламы конца XIX — начала XX века “Афишемания”, в которую войдут 130 афиш из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.

“Афишемания” в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков - фото 1
Адриен Баррер. Ревю в “Фоли-Бержер”. 1903. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

У посетителей будет возможность познакомиться с историей и этапами эволюции плаката как вида искусства. В экспозиции представят работы пионеров литографированных объявлений с иллюстрациями, таких художников, как Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Поль Гаварни, Леон Шубрак, Жюль Шере, Адольф Вийетт и другие.

“Афишемания” в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков - фото 2
Альфонс Мария Муха. Дама с камелиями. 1896. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Художественная реклама XIX века — это настоящее документальное свидетельство времен Belle Époque во Франции: в афишах художники стремились отразить важные события, расширяя пространство культурной среды и превращая улицы европейских городов в выставочные залы.

“Афишемания” в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков - фото 3
Леонетто Каппьелло. Юмористическая газета Le Frou-Frou. 1899. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Афиша не только справлялась со своей основной функцией рекламирования товаров и услуг — она являлась полем для экспериментального поиска новых форм в искусстве и проводником передовых идей, а также влияла на развитие и распространение стилей ар-нуво и ар-деко, во многом определив эстетику эпохи.

“Афишемания” в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков - фото 4
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль (из серии Les Maîtres de l’Affiche). 1895. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Первым авторитетным признанием иллюстрированной рекламы как вида искусства стала рекламная графика Анри Беральди в 1889 году. Во вступлении своего справочного издания о французских гравюрах XIX века он писал, что “из всех видов современной графики именно афиша доставляет сегодня столько радости и переживания настоящему любителю” и что “каталогизация афиши важна так же, как и любого вида гравюры”.

“Афишемания” в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков - фото 5
Теофиль-Александр Стейнлен. Натуральное стерилизованное молоко с берегов Венжанны. 1894. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

“Афишемании” — страсти коллекционирования гравюр — во Франции конца XIX века были подвержены все, вне зависимости от возраста и рода занятий. Повсеместный ажиотаж даже повлек за собой череду преступлений, связанных со скупкой и укрывательством тиражей плакатов для искусственного завышения цен.

“Афишемания” в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков - фото 6
Морис Пийар-Верней. Зубная паста доктора Пьера. 1893. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Совсем иначе дела обстояли в России, где коллекционирование плакатов не получило широкого распространения. Исключение составили известный знаток гравюры Павел Эттингер и представитель российского предпринимательства Федор Федоров, благодаря которым сегодня ГМИИ им. А. С. Пушкина обладает одной из самых больших коллекций французской литографированной афиши в России.

Ян Мирослав Пешке. «L’Estampe et l’Affiche». 1897. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Жюль Шере. Ледовый дворец на Елисейских-полях. 1894. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Альфонс Мария Муха. «Дама с камелиями». 1896. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек. «Диван-Жапоне». 1892-1894. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
+1
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек. "Джейн Авриль". 1899. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Читайте также