21 ФЕВРАЛЯ 2019 - 21 АПРЕЛЯ 2019. МОСКВА
В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина 21 февраля откроется выставка французской рекламы конца XIX — начала XX века “Афишемания”, в которую войдут 130 афиш из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.
У посетителей будет возможность познакомиться с историей и этапами эволюции плаката как вида искусства. В экспозиции представят работы пионеров литографированных объявлений с иллюстрациями, таких художников, как Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Поль Гаварни, Леон Шубрак, Жюль Шере, Адольф Вийетт и другие.
Художественная реклама XIX века — это настоящее документальное свидетельство времен Belle Époque во Франции: в афишах художники стремились отразить важные события, расширяя пространство культурной среды и превращая улицы европейских городов в выставочные залы.
Афиша не только справлялась со своей основной функцией рекламирования товаров и услуг — она являлась полем для экспериментального поиска новых форм в искусстве и проводником передовых идей, а также влияла на развитие и распространение стилей ар-нуво и ар-деко, во многом определив эстетику эпохи.
Первым авторитетным признанием иллюстрированной рекламы как вида искусства стала рекламная графика Анри Беральди в 1889 году. Во вступлении своего справочного издания о французских гравюрах XIX века он писал, что “из всех видов современной графики именно афиша доставляет сегодня столько радости и переживания настоящему любителю” и что “каталогизация афиши важна так же, как и любого вида гравюры”.
“Афишемании” — страсти коллекционирования гравюр — во Франции конца XIX века были подвержены все, вне зависимости от возраста и рода занятий. Повсеместный ажиотаж даже повлек за собой череду преступлений, связанных со скупкой и укрывательством тиражей плакатов для искусственного завышения цен.
Совсем иначе дела обстояли в России, где коллекционирование плакатов не получило широкого распространения. Исключение составили известный знаток гравюры Павел Эттингер и представитель российского предпринимательства Федор Федоров, благодаря которым сегодня ГМИИ им. А. С. Пушкина обладает одной из самых больших коллекций французской литографированной афиши в России.
Фото: архив пресс-службы