ЛОНДОН
Вдохновленный интернациональным кризисом и нынешней геополитической ситуацией, известный художник и правозащитник Ай Вэйвэй организовал общедоступную выставку Good Fences Make Good Neighbours в Нью-Йорке. Инсталляции расположены в разных местах по всему городу, а анонсируют выставку уникальные двухмерные баннеры и документальные изображения из лагерей беженцев в киосках и на автобусных остановках.
Данной выставкой художник хотел выразить протест против новой миграционной политики Дональда Трампа и превратить ограду в мощный художественный и общественный символ. Обострение проблемы миграции в США делает инсталляции особенно актуальным символом разъединения и изоляции.
Основными экспозициями являются “Позолоченная клетка” в Центральном парке, “Арка” в Вашингтон-Сквер-парке и “Круглый забор” в “Унисфере” в Куинсе. Еще несколько скульптурных инсталляций расположено на Нижнем Манхэттене и на автобусных остановках в Бруклине, Гарлеме и Бронксе.
Тема миграции занимает особенное место в жизни Ай Вэйвэя: во время культурной революции его семью выслали в деревню Шихэцзы, Китай, а его отца, известного поэта, назвали врагом государства. В 1980-х художник уехал в Нью-Йорк, где начал интересоваться современным западным искусством. Он стал известен на весь мир не только своими работами, но и общественно-политической деятельностью в социальных сетях и искусстве. После 2015 года Ай Вэйвэй ездил по лагерям беженцев по всему миру, посвятив этой теме большую часть своей практики.
“Как эпицентр искусства и культуры Нью-Йорк — идеальный холст для работы Ай Вэйвэя”, — говорит мэр города Билл де Блазио. “Такие амбициозные проекты, как Good Fences Make Good Neighbours способствуют культурному дискурсу, бросают вызов нам и могут привести к реальному социальному прогрессу. Мы очень рады поделиться нашими знаковыми общественными местами с этими смелыми инсталляциями”.
Из импульса 1960-х годов, когда художники экспериментировали с городским пространством как с холстом для самовыражения, и вырос знаменитый Фонд общественного искусства, которому в этом году исполняется 40 лет. Работая в этой традиции и вдохновляясь концептуальными мастерами, такими как Ричард Серра и Гордон Матта-Кларк, Ай Вэйвэй создал инсталляции из разных материалов – от связанных металлических цепей до синтетической сетки.
Экспозиции Good Fences Make Good Neighbours можно увидеть как в знаковых, так и в ориентированных на общины местах — так Ай Вэйвэй объединяет свою персональную историю как художника, активиста, иммигранта со всеобщей проблемой новой политики в Нью-Йорке.
Good Fences Make Good Neighbours – крупнейшая и самая амбициозная выставка Ай Вэйвэя. Она проводится под руководством директора Фонда общественного искусства и главного куратора Николая Бауме при содействии куратора Даниэля С. Палмера. Инсталляции можно посмотреть с 12 октября по 11 февраля в Нью-Йорке – это кульминация юбилейного года фонда.
Текст: Софья Шатохина