“Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена”: выставка в Эрмитаже

Шесть мраморных рельефов и две скульптуры из коллекции Эрмитажа и восемнадцать рисунков из Музея Торвальдсена в Копенгагене.
“Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена” выставка в Эрмитаже

14 ИЮЛЯ 2021 - 3 ОКТЯБРЯ 2021. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Самый известный датский скульптор Бертель Торвальдсен в России никогда не был, хотя и сделал ряд скульптурных портретов представителей русской знати — они приезжали позировать ему в Рим, где Торвальдсен прожил большую часть своей жизни. “Датский Фидий”, как прозвали его современники, стал одним из немногих иностранных художников, которым позировал Александр I. Как раз об этом изображении Пушкин написал стихотворение “К бюсту завоевателя”.

Бертель Торвальдсен (1770‒1844). Амур у Анакреонта, мрамор, 49х66 см. ©Государственный Эрмитаж.

Бертель Торвальдсен (1770‒1844). Анакреонт и Амур, 1807‒1810. Бумага, чернила. © Музей Торвальдсена, Копенгаген

Как приверженец античных канонов Торвальдсен и образ русского самодержца решил в духе статуй древнеримских императоров: Александр I изображен с обнаженной грудью, в плаще, драпированном на плече и заколотом фибулой. Портрет был высоко оценен современниками и многократно копировался в мастерской скульптора. Одна из копий хранится в Эрмитаже, так что для петербургского музея датский скульптор не чужой.

Бертель Торвальдсен (1770‒1844). Амур на дельфине. Мрамор, 50 х 66 см. © Государственный Эрмитаж

Бертель Торвальдсен (1770‒1844). Амур и дельфин, 1828. Бумага, чернила, 94 x 117 мм. © Музей Торвальдсена, Копенгаген

На выставке рисунки Торвальдсена из копенгагенского музея ведут диалог с его мраморными рельефами из серии “Власть Амура над стихиями”, созданными в 1828 году. Амур был любимым мифологическим героем Торвальдсена.

Бертель Торвальдсен (1770‒1844). Амур, играющий на лире. Статуэтка, мрамор. Высота — 58 см. Подножие — 26 см х 47 см. © Государственный Эрмитаж

Бертель Торвальдсен (1770‒1844). Ганимед. Статуя, мрамор. Высота — 136 см. Подножие — 30, 5 см х 44 см. © Государственный Эрмитаж

Открывает экспозицию редкий в его творчестве автопортрет, выполненный в 1811 году, когда скульптор уже приобрел репутацию одного из ведущих мастеров своего времени.

Бертель Торвальдсен (1770‒1844). Ганимед, около 1804. Бумага; чернила и размывка. © Музей Торвальдсена, Копенгаген

Бертель Торвальдсен (1770‒1844). Амур с бабочкой, около 1805‒1807. Бумага; акварель, итальянский карандаш, дополнен белилами. © Музей Торвальдсена, Копенгаген

Бертель Торвальдсен (1770‒1844). Автопортрет, 1811. Коричневатая бумага, итальянский карандаш, дополнен белилами. Надпись итальянским карандашом, 275 х 227 мм. © Музей Торвальдсена, Копенгаген

Фото: Государственный Эрмитаж; музей Торвальдсена, Копенгаген.