Архип Куинджи в Лаврушинском

В Третьяковской галерее открывается ретроспектива одного из самых ярких живописцев XIX века.
Архип Куинджи в Лаврушинском

Архип Иванович Куинджи — персонаж настолько яркий, что можно снимать о нем увлекательный телевизионный сериал — странно, что до сих пор никому это не пришло в голову. В его биографии много загадок — даже подлинная дата его рождения точно не известна. Его стремительное восхождение от малограмотного юноши из бедной семьи мариупольских греков к знаменитому живописцу, появление каждой новой картины которого сопровождалось сенсацией, удивительно, если учесть, сколько препятствий ему пришлось преодолеть.

Айвазовский отказался взять его в ученики; в Академию художеств он попал только с третьей попытки. Он долго искал свой путь, учился и у импрессионистов, и у передвижников, прежде чем прийти к тому особому пейзажу, который вызывал у публики восхищение, смешанное с ужасом (казалось, что художник обладает каким-то дьявольским секретом, позволяющим ему переносить на полотно такие нематериальные субстанции, как сумрак и свет).

Секрет у художника был, и не один. Архип Куинджи обладал феноменальным зрением, превосходящим зрение обычного человека во много раз, а кроме того, неплохо знал химию и неустанно экспериментировал с различными пигментами, изобретая новые типы красок. Позднее оказалось, что он еще и талантливый предприниматель: когда его картины начали покупать за большие деньги, он купил и отремонтировал доходный дом на Васильевском острове, который до конца жизни приносил ему прибыль. Большая часть этих денег шла на благотворительность — Куинджи считал своим долгом помогать молодым художникам.

Выставка в Третьяковской галерее представляет творчество Архипа Куинджи широко и объемно: экспонируются не только полотна, которые принесли художнику громкую славу, но и многочисленные этюды и эскизы. Пространственно и колористически экспозиция строится так, чтобы подчеркнуть вектор движения снизу вверх — от земли к небу. Зрителю предложено подняться по этажам Инженерного корпуса и как бы "воспарить" над землей, следуя одному из художественных приемов самого Куинджи.

Фото: Архив пресс-службы