“Екатерининский корпус Монплезира”: выставка в музее-заповеднике “Царицыно”

В залы Большого дворца на два года переселяется вся коллекция музея “Екатерининский корпус” дворца Монплезир в Петергофе.
“Екатерининский корпус Монплезира” выставка в музеезаповеднике “Царицыно”

24 МАЯ 2019 - 24 МАЯ 2021. МОСКВА

Одноэтажное здание Екатерининского корпуса “в десяти покоях и в среднем апартаменте” было построено для императрицы Елизаветы Петровны в 1747–1748 годах архитектором Бартоломео Растрелли. Небольшой дворец, названный “Каменный корпус” и оформленный в стиле барокко, предназначался для проведения балов и приемов.

Д. Доу (1781–1829). Портрет императора Александра I. 1825.

В 1785–1786 годах по “высочайшему повелению” императрицы Екатерины II первоначальная растреллиевская отделка интерьеров была изменена архитектором Джакомо Кваренги, декорировавшим залы дворца в стиле классицизма. Последний этап преобразований связан с именем императора Александра I и важными событиями его царствования. Победа над Францией создала благоприятную почву для расцвета русского ампира. В это время в интерьерах дворца появляются ампирные росписи воинственного характера в духе искусства могущественной Римской империи.

Туалетный стол с зеркалом псише. Россия. 1820–1830-е. Хвойная порода дерева (основа), орех (фанеровка), полотно зеркальное, стекло, бумага, металл, фанеровка, резьба, окраска, золочение, литье, чеканка.

В 1984 году в Екатерининском корпусе, разрушенном в годы Второй мировой войны и восстановленном усилиями архитекторов, реставраторов и музейных сотрудников, открылся музей, посвященный императору Александру I и искусству конца XVIII — первой четверти XIX века. В парадных залах дворца воссозданы характерные интерьеры эпохи ампир: кабинет, опочивальня, приемная, гостиные комнаты.

Диван (автор эскиза К. Росси). Мастерская И. Баумана. Россия, Санкт-Петербург. 1818. Древесина хвойных пород (основа), кап тополя (фанеровка), резьба, позолота, ткань.

Музей “Екатерининский корпус” обладает первоклассным собранием русской мебели из тополя, карельской березы и красного дерева, изготовленной по эскизам К. И. Росси, А. Н. Воронихина, В. П. Стасова, Л. Руска.

Тарелка из Бабигонского сервиза. Императoрский фарфоровый завод. Россия, Петербург. 1820-е. Фарфор, роспись полихромная надглазурная, золочение, цировка.

Сахарница с крышкой из Ропшинского сервиза. Императорский фарфоровый завод. Россия, Петербург. 1888. Фарфор, роспись монохромная надглазурная, золочение, цировка.

Коллекция декоративной бронзы включает в себя произведения выдающихся французских мастеров: П. Ф. Томира, П. В. Ледюра, А. Раврио, Л. Ленуара-Раврио. Гордость музея “Екатерининский корпус” — знаменитый парадный Гурьевский сервиз. Изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, он насчитывал около 5000 предметов и использовался лишь в особо торжественных случаях.

Тарелка декоративная. Завод братьев Дарт. Франция, Париж. Начало XIX века. Фарфор, крытье кобальтовое подглазурное, роспись полихромная надглазурная, золочение, цировка.

В этом году музей “Екатерининский корпус” закрылся на реставрацию, которая продлится до 2021 года. И все это время его коллекция будет гостить в Большом дворце музея-заповедника “Царицыно”.

Стул по проекту К. И. Росси. Россия, Санкт-Петербург. 1817. Древесина хвойных пород (основа), древесина ореха (фанеровка), бронза, золочение, ткань.

Неизвестный художник, с гравюры С. Карделли. Портрет императора Александра I и Елизаветы Алексеевны. XIX век. Холст, масло.

Г. Бухгольц (1735–1780). Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761). 1772.

Фото: архив пресс-службы