“Фаберже — ювелир императорского двора”: выставка в Государственном Эрмитаже

Диадемы двух императриц, драгоценные пасхальные яйца и часы-яйцо барона Ротшильда.

25 НОЯБРЯ 2020 - 11 МАРТА 2021. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году и двадцати лет от роду начал посещать галерею драгоценностей Императорского Эрмитажа сначала как реставратор, потом как оценщик. Навыки ювелирной работы он приобрел, изучая изделия старых мастеров. С 1874 года Фаберже начал поставлять ко двору предметы, созданные в его собственной мастерской, в 1885-м получил почетное звание поставщика императорского двора и в том же году начал свою знаменитую серию драгоценных пасхальных яиц с “сюрпризами”.

Миниатюрная копия императорских регалий. Санкт-Петербург, 1900. Фирма К. Фаберже, мастерская Ю. Раппопорта. Золото, серебро, платина, бриллианты, шпинель, жемчуг, сапфиры, бархат, родонит. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

На выставке представлены два неизвестных ранее пасхальных яйца, созданных в мастерской Фаберже, а также часы-яйцо, выполненные на заказ для барона Ротшильда, и миниатюрная копия российских императорских регалий, изготовленная для Всемирной выставки 1900 года в Париже.

Каминные часы “XXV годовщина свадьбы Александра III и Марии Федоровны”. Санкт-Петербург, 1891. Фирма К. Фаберже, мастерская М. Перхина. Проект Л. Бенуа, по модели А. Обера. Серебро, оникс, бриллианты. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Подарочное блюдо в стиле ренессанс. Санкт-Петербург, до 1899. Фирма К. Фаберже, мастерская М. Перхина. Горный хрусталь, серебро, алмазы, эмаль, золото. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Выставки произведений мастерской Фаберже идут в Эрмитаже начиная с 1993 года, но впервые в выставке такого масштаба участвуют не только государственные, но и частные музеи. Из частного Музея Фаберже в Баден-Бадене в Санкт-Петербург привезли ряд предметов, которые покинули Зимний дворец сотню лет назад. Среди них — диадемы двух императриц, Марии Федоровны и Александры Федоровны. До 1930-х годов они были частью огромного собрания царских драгоценностей, которое вывез из России Арманд Хаммер.

Чернильница в виде петуха. Санкт-Петербург, 1899–1908. Фирма К. Фаберже, мастерская Ю. Раппопорта. Серебро, нефрит, рубины синтетические. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Сосуд в виде бобра. Санкт-Петербург, конец XIX века. Фирма К. Фаберже, мастерская Ю. Раппопорта. Серебро; чеканка, гравировка, золочение. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Фото: архив пресс-службы