“Франция и Россия. Десять веков вместе”: выставка в Музеях Московского Кремля

Архивные документы и художественные произведения, иллюстрирующие историю русско-французских культурных и дипломатических отношений.
.

17 СЕНТЯБРЯ 2021 - 9 ЯНВАРЯ 2022. МОСКВА

Десять веков создатели экспозиции отсчитывают с середины XI столетия — выставку открывает грамота, датированная 1063 годом и напоминающая о династическом браке дочери Ярослава Мудрого Анны Ярославны и французского короля Генриха I. Эта грамота, предоставленная Национальной библиотекой Франции, считается единственным сохранившимся документом, подписанным Анной Русской.

Туалетный прибор. Ювелир Жан Фремен. Париж, 1756‒1757. Золото, серебро, сталь, драгоценные камни, перламутр, поделочный камень, зеркало; чеканка, литье, резьба, пунцирование, резьба по камню. Музеи Московского Кремля

Мода на все французское охватила Россию в начале XVIII века и достигла апогея при Екатерине II, когда русских галломанов стали высмеивать поэты и драматурги. Об увлечении французским искусством свидетельствуют парадные костюмы юного императора Петра II, изысканные кружева российских государынь, предметы из серебряного Парижского сервиза императрицы Елизаветы Петровны, великолепное оружие, в том числе пара пистолетов работы королевского оружейника Жан-Батиста Лароша, принадлежавшая императору Петру II.

Императрица Жозефина принимает в Мальмезоне императора Александра и представляет ему своих детей. Жан Луи Виктор Виже дю Виньо, известный как Гектор Виже. 1864. Дерево, масло. Национальный музей замков Мальмезон и Буа-Прео, Рюэй-Мальмезон.

В разделе, посвященном эпохе Екатерины II, одним из главных экспонатов станет знаменитый “Орловский” столовый сервиз, который императрица в 1770 году заказала во Франции. В его состав входило более трех тысяч предметов, на изготовление которых ушло около двух тонн серебра. В 1772 году Екатерина презентовала сервиз своему фавориту Григорию Орлову, а после его смерти он вернулся в казну.

Портрет Антуанетты Элизабет д’Агессо, графини де Сегюр. Элизабет Луиза Виже-Лебрен. 1785. Холст; масло. Национальный музей замков Версаль и Трианон.

Вещи из собрания Музея-заповедника “Павловск” рассказывают о заграничной поездке великого князя Павла Петровича и его супруги великой княгини Марии Федоровны, путешествовавших по Европе инкогнито, под именем графа и графини Северных, а портреты Элизабет Виже-Лебрен, любимицы Марии-Антуанетты — о годах Великой французской революции, которые художница провела в России.

Портрет Наполеона Бонапарта. Миниатюра. Марк-Луи Арло. 1805–1815. Кость, металл, дерево, стекло, картон; акварель, штамповка. Музеи Московского Кремля.

Отдельный раздел посвящен взаимоотношениям России и Франции в наполеоновскую эпоху. Здесь посетители увидят оружейный гарнитур работы Никола-Ноэля Бутэ – подарок русскому генерал-губернатору Парижа барону Фабиану Вильгельмовичу фон дер Остен-Сакену от благодарных парижан, а также звезду ордена Святого Духа, врученную Александру I королем Людовиком XVIII после победы над Наполеоном и реставрации монархии во Франции.

Часы карманные. Часовой мастер Франсуа Легранд. Руан, около 1600. Серебро, металл, стекло; гравировка, чернь, золочение. Музеи Московского Кремля.

Выставка позволит проследить начало “русского нашествия” на Лазурный Берег: как известно, русские аристократы потянулись в этот край за вдовствующей императрицей Александрой Федоровной, которая впервые посетила Ниццу в 1856 году. В экспозицию войдут материалы и о Всемирной Парижской выставке 1867 года, на которой французы познакомились с национальной архитектурой России и русской кухней, и о заключении в конце XIX столетия Франко-русского союза, закрепившего дружбу двух стран.

Фото: Музеи Московского Кремля