“Героический монумент”: выставка Владимира Янкилевского в МАММ

Ретроспектива одного из главных новаторов советского неофициального искусства, участника выставки “30 лет МОСХа”, разгромленной Хрущевым.

18 СЕНТЯБРЯ 2019 - 13 НОЯБРЯ 2019. МОСКВА

В одном из интервью Владимир Янкилевский рассказывал, что выставка в Манеже, во время которой Хрущев тыкал пальцем в его “Атомную станцию”, а “Триптих номер два” назвал “мазней”, стала для него водоразделом — не потому, что разгром выставки вызвал страх и ожидание последствий.

Владимир Янкилевский. Автопортрет. 1999. Цветной картон, цветная бумага, бумага, карандаш, масляная пастель, тушь, фломастер, цветные карандаши, коллаж. Собрание Шалвы Бреуса.

“Манеж впервые показал мне существование того, чего раньше я не замечал. Он как бы распахнул дверь из моей комнаты, где я работал, во внешний мир и расширил мое представление о жизни. Моя внутренняя жизнь соединилась с внешней. Я был наполнен универсальными идеями, но актуальности мне не хватало. И я вдруг почувствовал, как это надо делать”.

Владимир Янкилевский. Героический монумент. Из цикла “Люди в ящиках”. 1994. Бумага, пастель, тушь. Частное собрание.

Владимир Янкилевский. Героический монумент. 1991. Бумага, наклеенная на картон, тушь, карандаш. Частное собрание.

После этого первого столкновения с социумом стали появляться его рельефные работы, создававшие сильный эмоциональный эффект. Зритель становился соучастником события, он находился в том же пространстве, что и работа художника.

Владимир Янкилевский. Поезд. Из цикла “Город”. 1994. Бумага, карандаш. Частное собрание.

Владимир Янкилевский. Потеря ориентации. 2015. Цветная бумага, пастель, тушь. Собрание семьи художника.

На выставке в МАММ будет представлено около 80 произведений Владимира Янкилевского из частных собраний и из собрания семьи художника, созданных в разные годы. “Героический монумент” — это название одной из работ, представленных в экспозиции, она входит в большой цикл “Люди в ящиках”, который вырос из известной инсталляции “Дверь”. По Янкилевскому, каждый из нас сам добровольно заключает себя в ящик, а его объем формирует давление социума и наше сопротивление этому давлению. Но выход из ящика есть — дверь открыта.

Владимир Янкилевский. Семья. Из цикла “Город”. 2006. Бумага, карандаш. Собрание семьи художника.

Владимир Янкилевский. Писатель. Из цикла “Люди в ящиках”. 1989. Бумага, тушь, цветной карандаш. Собрание семьи художника.

Фото: архив пресс-службы