“Головой о стену”: живопись и графика Бориса Голополосова в Третьяковской галерее

Третьяковка открывает имена забытых художников.

22 МАРТА 2019 - 2 ИЮНЯ 2019. МОСКВА

Имя Бориса Александровича Голополосова (1900–1983), живописца и графика, члена объединения “Цех живописцев”, сейчас почти неизвестно, его редко можно найти даже в специальных изданиях об изобразительном искусстве прошлого века. И это несмотря на то, что Голополосов принадлежал к плеяде тех художников, которые активно вышли на арт-сцену первых послереволюционных лет. Он сразу ярко проявил себя как художник с индивидуальной, острой и выразительной стилистической манерой письма, близкой к экспрессионизму.

Б. А. Голополосов. Человек стукается о стену (Психологический сюжет). 1938. Холст, масло. 108 × 71,6. Частное собрание, Москва.

Однако трактовка Голополосовым сюжетов, связанных с революцией, в корне отличалась от официальных тематических картин его современников. Его творчество отражало личный опыт переживания действительности, “катастрофы как основного содержания нового времени”. А пластический язык его работ противоречил идеологической доктрине, провозгласившей борьбу с формализмом в искусстве. По причине этого Голополосов был исключен из Союза художников, фактически получил запрет на профессию и на многие десятилетия оказался в забвении.

Б. А. Голополосов. Мужской портрет (Сумасшедший). 1924. Холст, масло. 142 х 71. Государственная Третьяковская галерея.

Выставка в Новой Третьяковке — первый музейный показ работ Голополосова, наиболее полно представляющий его наследие. В экспозицию включено более ста произведений художника: около сорока живописных работ, более шестидесяти рисунков и гуашей.

Б. А. Голополосов. Ленин — вождь пролетариата. 1929. Холст, масло. 73 х 277. Государственная Третьяковская галерея.

Б. А. Голополосов. Восстание. 1927. Холст, масло. 85 х 200. Государственная Третьяковская галерея.

Фото: архив пресс-службы