20 ДЕКАБРЯ 2019 - 19 ЯНВАРЯ 2020. МОСКВА
Выставка исследует советскую Атлантиду, которая постепенно уходит под воду, оставляя на поверхности лишь фрагменты утопических проектов. Свыше 600 признанных шедевров советского модернизма представлены в виде фотографий, моделей, планов и отрывков из кинофильмов. Проект рассказывает не только об архитектуре, тесно связанной с русским авангардом 1920-х годов и традициями Баухауса, но и об идеях общественного устройства, связанных с новым “жизнестроением” и воспитанием нового человека.
Многие структуры, формы и идеологические предложения модернизма потеряли свою актуальность. Тем не менее здания советской эпохи по-прежнему формируют облик городов бывшего СССР, но их с каждым годом становится все меньше. Десять лет подряд угроза сноса нависала и над зданием, в котором открывается эта выставка. На его месте планировалось возвести коммерческие сооружения. Волна протестов была так сильна, что московские власти решили от этой идеи отказаться.
Сейчас в этом выдержавшем испытание временем здании развернется передвижная экспозиция, которая уже побывала в Ереване и Минске. Выставка представляет не только “тематические станции”, каждая из которых посвящена определенному аспекту “Города завтрашнего дня”, но и произведения художников разных поколений.
Среди них исторические проекты Вадима Космачева и Елены Коневой, участвовавших в 1970-х в формировании пространства советских городов, знаковые работы архитектора и художника Юрия Аввакумова, который дважды представлял Россию на Венецианской биеннале, работы Ольги Чернышевой, Александры Паперно, Михаила Толмачева на тему советского быта и созданные специально для выставки инсталляции Ирины Кориной и Дмитрия Гутова, которые “изымают” и трансформируют фрагменты самого здания Новой Третьяковки — одного из героев выставки “Город завтрашнего дня”.
Фото: архив пресс-службы