Графика Пикассо в музее на Истре

17 декабря в подмосковном музее “Новый Иерусалим” при поддержке ГМИИ им. Пушкина открывается выставка графики Пабло Пикассо. В масштабной экспозиции — редкие издания из коллекций Бориса Фридмана и Георгия Генса, печатная графика из ГМИИ им. Пушкина и театральные эскизы.
Выставка печатной графики Пабло Пикассо открылась в музее Новый Иерусалим в Истре

17 ДЕКАБРЯ 2017 - 16 МАРТА 2018. ИСТРА

Для поездки в Истру, где на берегу реки стоит древний Воскресенский монастырь, появился еще один весомый повод: здесь в музейном комплексе “Новый Иерусалим” при поддержке ГМИИ им. Пушкина открывается выставка печатной графики Пабло Пикассо. Куратором выставки выступит Борис Фридман, крупнейший в России коллекционер и знаток жанра livre d'artiste (“книга художника”). Его собрание редких печатных изданий, оформленных Пабло Пикассо, составит основу масштабной экспозиции.

Пошуар. Эскизы костюмов коррехидора и мельника к балету “Треуголка” 1920 Пабло Пикассо. Собрание Бориса Фридмана.

Пошуар. Эскизы костюмов коррехидора и мельника к балету “Треуголка”, 1920, Пабло Пикассо. Собрание Бориса Фридмана.

архив пресс-службы

Жанр livre d'artiste, объединяющий творческие усилия художника и автора текста, издателя и печатника, – особое явление в искусстве XX века. Изданные небольшими тиражами (от десятков до пары сотен экземпляров), напечатанные на специальной бумаге, оформленные авторской графикой, а иногда и трафаретными рисунками или коллажами, такие книги выражали мечту авангарда о синтезе текста и образа, плоского изображения и трехмерного объекта. В жанре livre d'artiste проявили себя почти все крупные художники модернизма: Анри Матисс, Жоан Миро, Жорж Брак, Оскар Кокошка, но особый вклад в него внес Пабло Пикассо. Специалисты насчитывают 156 изданий livre d'artiste с его оригинальной печатной графикой — офортами, литографиями, линогравюрами.

Пабло Пикассо. Акватинта сухая игла. Иллюстрация из книги Пьера Реверди “Плывун” 1966. Собрание Бориса Фридмана.

Пабло Пикассо. Акватинта, сухая игла. Иллюстрация из книги Пьера Реверди “Плывун”, 1966. Собрание Бориса Фридмана.

архив пресс-службы

Выставка охватывает большой временной период, с 1919 по 1969 год, и представляет 13 изданий, оформленных Пикассо. Среди них иллюстрации к комедии Аристофана, к сочинениям Тристана Тцары, Мориса Тоски, Робера Годе. Один из самых интересных экспонатов — книга мемуаров самого Пикассо, которые он написал в конце 1950-х и озаглавил именем знаменитой картины Эль Греко “Погребение графа Оргаса”. Текст воспоминаний — “образчик великой запутанной поэзии”, — по выражению поэта Рафаэля Альберти, Пикассо дополнил тринадцатью офортами. В печатное издание они вошли вместе с факсимиле рукописи, исполненной цветными карандашами.

Слева литография титульный лист из книги Пьера Реверди “Песни мертвых” 1948. Справа иллюстрация из книги Пьера Реверди...

Слева: литография, титульный лист из книги Пьера Реверди “Песни мертвых”, 1948. Справа: иллюстрация из книги Пьера Реверди “Песни мертвых”, 1948. Пабло Пикассо. Собрание Бориса Фридмана.

архив пресс-службы

Отдельный раздел выставки занимает серия литографий к поэме “Песнь мертвых” Пьера Реверди, написанной во время Второй мировой войны. Для ее издания в 1948 году Пикассо создал 125 работ — серию драматичных и экспрессивных литографий, похожих на первобытные, начертанные кровью знаки.

Пабло Пикассо. Офорт. Иллюстрация из книги Фернана Кроммелинка “Великолепный рогоносец” 1968. Собрание Георгия Генса.

Пабло Пикассо. Офорт. Иллюстрация из книги Фернана Кроммелинка “Великолепный рогоносец”, 1968. Собрание Георгия Генса.

архив пресс-службы

Специалисты предостерегают: не стоит относиться к печатной графике livre d'artiste исключительно как к иллюстрации текста. Она одновременно и комментарий, и авторская интерпретация, и самостоятельное произведение искусства.

Когда: 17 декабря 2017 – 16 марта 2018 Где: г. Истра, Ново-Иерусалимская наб., 1, музей “Новый Иерусалим”

Фото: архив пресс-службы