Итальянский и русский футуризм в Русском музее

В Николаевских покоях Михайловского замка будут экспонироваться произведения художников, отрицавших прошлое.

15 ИЮЛЯ 2021 - 4 ОКТЯБРЯ 2021. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

5 февраля 1909 года в газете Gazzetta dell’Emilia в Болонье появился “Манифест футуризма”. В нем воспевались движение вперед, бесстрашие, скорость, красота. Филиппо Маринетти, автор манифеста, утверждал, что ревущая гоночная машина прекраснее, чем Ника Самофракийская.

Джакомо Балла. Меркурий проходит перед Солнцем. 1914. Холст дублированный, темпера. Коллекция Джанни Маттиоли, Милан.

Русский футуризм на три года моложе: знаменитый сборник “Пощечина общественному вкусу”, открывшийся манифестом футуристов, вышел 18 декабря 1912 года. На его страницах дебютировал Владимир Маяковский — в сборнике напечатаны два его стихотворения, “Ночь” и “Утро”. “Пощечина...” произвела огромный скандал, на который она и была рассчитана, а русский кубофутуризм начал быстро набирать обороты. Не только в поэзии, но и в живописи и графике и даже в театре.

Владимир Баранов-Россине. Норвежская рапсодия. Зимний мотив из Троньема. До 1917.

Маринетти, посетивший Россию в 1914 году, назвал ее “страной футуризма” и был совершенно прав: через три года с корабля современности будут сброшены не только книги, но и жизнь огромной страны. В Италии тоже произойдет много событий, в которых футуристы будут принимать активное участие: Маринетти в конце 1910-х годов сотрудничал с итальянскими фашистами, а в 1920-м приветствовал приход к власти Бенито Муссолини.

Александра Экстер. Город ночью. 1913.

В Николаевских покоях Михайловского замка важнейшие произведения итальянского футуризма экспонируются рядом с известными работами мастеров русского авангарда, что дает посетителям музея возможность увидеть сходства и различия этого движения в искусстве двух стран.

Наталия Гончарова. Велосипедист. 1913.

Русский ряд включает работы Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Казимира Малевича, Аристарха Лентулова, Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер. Итальянский раздел экспозиции включает шедевры футуризма из признанного во всем мире собрания Джанни Маттиоли, ставшего частью собрания миланской Пинакотеки Брера.

Джино Северини. Голубая танцовщица. 1912. Холст, масло, блестки. Коллекция Джанни Маттиоли, Милан.

Посетители увидят знаковые работы таких известных мастеров, как Амедео Модильяни, Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джорджо Моранди, Оттоне Розаи, Луиджи Руссоло, Джино Северини, Марио Сирони, Арденго Соффичи.

Марио Сирони. Белая лошадь. 1919. Холст, масло. Коллекция Джанни Маттиоли, Милан.

Выставка в Русском музее была задумана как ответ Милана Санкт-Петербургу: она организована вслед за выставкой “Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве”, которая открылась в конце октября 2020 года в Палаццо Реале и в исключительном порядке была продлена до осени 2021 года.

Казимир Малевич. Усовершенствованный портрет Ивана Клюна. 1913.

Луиджи Руссоло. Плотность тумана. 1912.

Фото: Архив пресс-службы