Design Miami в Майами проходит уже в девятый раз. В этом году в выставке приняли участие тридцать семь галерей из десяти стран. Каждая представила те работы, которые, по их мнению, должны оставить след в истории дизайна. В некоторых случаях это уже было свершившимся фактом.
Так парижская галерея Galerie Downtown представила мебель по дизайну Шарлотты Перриан из дома предпринимателя Jean Borot на Монмартре, а галерея Demisch Danant из Нью-Йорка показала Wave Desk, Daybed и Chaise X из первых коллекций стальной мебели Марии Перге.
Галерея Erastudio Apartment-Gallery из Милана в своей экспозиции удачно замешала работы не нуждающихся в представлении Марио Беллини, Гаэтано Пеше, Этторе Соттсасса со стульями индийского дизайнера Gunjan Gupta. Один собран из медных горшков, в которых индусы обычно готовят или хранят еду. А у второго вместо спинки стопка сложенных тканей, перехваченных ремнями. По задумке автора, эта конструкция должна ассоциироваться с гружеными велосипедами и мопедами Нью-Дели.
Беспроигрышный ход выбрала галерея Galerie kreo – показать публике творения уже успешных современных дизайнеров: братьев Буруллеков, Алессандро Мендини, Константина Грчича и Хеллы Йонгериус. Последняя специально для галереи придумала два журнальных столика. Gemstone – имитация пластов драгоценных ископаемых, которые перемежаются простецкой фанерой. А в случае с Dragonfly Хелла изобретала новые оттенки за счет наложения одного цвета на другой.
Парижская галерея BSL представила работы нескольких дизайнеров, среди которых были сюрреалистичные арт-объекты от Начо Карбонелла и не менее необычные Тахера Чимирика. Последний – ювелирный дизайнер, который на протяжении двадцати лет сотрудничал с Chanel, Chloé, Yves Saint Laurent. Специально для BSL он разработал коллекцию Interior Treasures. В нее входят торшер Carnivore (в основании светильника находится вулканический сиенит, "ноги" отлиты из меди, а плафоны внутри отделаны редкими саксонскими агатами), медная ширма Mystic Garden и группа журнальных столиков Giant Crystal Sun, столешницы которых вырезаны из горного хрусталя.
Продолжая тему драгоценностей, отметим еще две экспозиции. Галерея Caroline Van Hoek показывала ювелирные украшения, созданные дизайнером Gijs Bakker, а Elisabetta Cipriani – Карлосом Круc-Диесом (Carlos Cruz-Diez).
Carpenters Workshop Gallery заманивали всех на стенд люстрой Spectacle, которая состоит из более двух сотен очков (дизайнер Stuart Haygarth), а дальше развлекали посетителей известными напольными часами Мартена Баса: Grandmother's Clock и Grandfather's Clock (это издания 2013 года).
Еще одни любопытные часы можно было увидеть среди предметов, выставленных галереей R 20th Century. Clock Clock придумали дизайнеры из Human Since 1982: стрелки двадцати четырех круглых часов периодически замирают и показывают время, имитируя экран электронных часов. Вторая интересная работа на этом стенде – зеркало-часы Claude Glass дизайнера Jon Stam. Вместо стрелок тут пейзаж Гранд-Каньона, который меняется каждую секунду в соответствии со временем суток. Ускорить этот процесс можно, проведя рукой по кромке зеркала.
Невозможно обойти вниманием московскую галерею Heritage, и вовсе не потому, что мы земляки. Они показывали посетителям Design Miami советский дизайн начала ХХ века. Два предмета из их подборки пользовались бешеной популярностью: кресло-трансформер и радиола 1930-х годов, выпущенные Александровским заводом № 3. Радиола была сделана по заказу Кировского театра оперы и балета (ныне Мариинки) в качестве подарка Михаилу Калинину, члену советского Политбюро. Несмотря на то, что радиола и кресло находились в глубине стенда, у них останавливались все. А куратор нью-йоркского The Cooper-Hewitt National Design Museum даже включила их в свой обзор (в который, между прочим, попало лишь одиннадцать галерей).
Нашлось на выставке место и для мебели из вторично использованных материалов. Так Industry Gallery привезли мебель, сделанную Benjamin Rollins Caldwell (BRC Designs). Он собирает диваны, кресла и шкафы из компьютерных частей. В ход идут не только платы, но также провода и шлейфы (из них дизайнер плетет ковры и делает чехлы для подушек) и корпуса системных блоков (теперь они служат корпусом и дверцами шкафам).
Включим в наш список и корейскую галерею Seomi за то, что они продают исключительно работы своих соотечественников.
На выставке Design Miami можно было увидеть не только мебель, ювелирные украшения, но и настоящий дом! Демонстрационный дом 8х8 Жана Пруве впервые был сконструирован в 1945 году. В Майами его привезла парижская галерея Patrick Seguin. Внутри шестнадцать квадратных метров жилого пространства занимала мебель все того же Пруве, Шарлотты Перриан и Пьера Жанере.
Было и несколько инсталляций. Например, Swarovski Crystal Palace показали посетителям мангровый лес, созданный бразильским архитектором Гильермо Торресом из пластиковых трубок, наполненных кристаллами Swarovski и соединенных между собой крепежами из вторично использованной древесины. А Fendi неожиданно объединились с француженкой Марией Перге и выпустили коллекцию мебели из стали, правда, отделанную более привычными для Fendi кожей и мехом. Называлась инсталляция Metamorphosis.
В целом, экспозиция выставки довольно разнообразна, оставляет приятное впечатление и вселяет веру в то, что есть еще дизайнеры и предметы, имена и названия которых достойны занять место на страницах учебников по истории дизайна.
Текст: Ольга Сорокина.