“Как художник Илья Репин создал миф о Льве Толстом”: выставка в музее на Пречистенке

Именно Илья Репин создал канонические образы “великого писателя земли Русской”, которые прочно вошли в сознание нескольких поколений.
Выставка «Репин миф о Толстом» в Москве

20 ИЮНЯ 2019 - 13 СЕНТЯБРЯ 2019. МОСКВА

“В один жаркий августовский день, в самую припеку, после завтрака Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы… Шесть часов, без отдыха, он бороздил сохой черную землю, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу. У меня в руках был альбомчик, и я, не теряя времени, становлюсь перед серединой линии его проезда и ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа.

Репродукция с картины И. Е. Репина “Толстой на пашне”. 1887. Начало ХХ века. Третьяковская галерея.

_ Наконец я попросил позволения попробовать попахать. Едва-едва прошел линию под гору, — ужасно накривил, а когда пришлось подниматься на взлобок, не мог сделать десяти шагов. Страшно трудно! Пальцы, с непривычки держать эти толстые оглобли, одеревенели и не могли долее выносить; плечи от постоянного поднимания сохи для урегулирования борозды страшно устали, и в локтях, закрепленных в одной точке сгиба, при постоянном усилии этого рычага делалась нестерпимая боль. Мочи не было._ “Вот оно, в поте лица”, – подумал я, утираясь”.

Репродукция с картины И. Е. Репина “Толстой на пашне”. 1887. Начало ХХ века.

Это воспоминания Репина об одной из встреч с Толстым. Близкое общение мастеров продолжалось 30 лет (с 1880 по 1910 год). Инициатором личного знакомства писателя и художника стал критик Владимир Стасов, который указал Толстому на то, что Репин в живописи — то же, что и Толстой в литературе.

И. Е. Репин. “Толстой по ту сторону жизни”.

Но Репин взялся за портрет своего великого современника только через семь лет после того, как Толстой впервые побывал в его мастерской. За три дня в Ясной Поляне он написал с натуры портрет Толстого с книгой в руках, придав образу писателя черты проповедника. А вернувшись домой, написал картину “Лев Толстой на пашне” (“Пахарь”), которая ушла в народ еще при жизни писателя.

Сюжет на пашне можно было увидеть на перочинных ножах, конфетах, тарелках, флаконах с одеколоном. Значительная коллекция таких предметов, а также открыток и фотографий рубежа веков из фондов Музея Толстого покажет масштаб распространения репинских образов Толстого в России и мире.

Одеколон начала XX века из фондов музея.

Как блестящие художественные решения Репина стали “мемами” уже при жизни писателя? Как Репин участвовал в создании популярного образа Толстого? Выставка в Музее Льва Толстого пытается деконструировать миф о Толстом и определить роль репинских образов в его формировании.

Фото: архив пресс-службы