Культура

Куда сходить в апреле: 5 выставок в московских музеях

Культура
31 Марта 2018

В Аптекарском приказе открывается выставка “Эмилио Амбас: от архитектуры к природе”, рассказывающая об инновационных работах выдающегося американского архитектора, промышленного дизайнера и куратора музейных выставок. У Эмилио Амбаса биография гения: он родился в Аргентине, учился в Принстоне, где за два года получил степени бакалавра и магистра архитектуры, семь лет был куратором отдела архитектуры и дизайна МоМА в Нью-Йорке и ушел из музея на пике карьеры, потому что хотел быть практикующим архитектором и промышленным дизайнером одновременно.

cleared(data.content.description)

Частный дом под Севильей Casa de Retiro Espiritual, 2004. © Emilio Ambasz

Собственное бюро он открыл в 1976-м — и в том же году запатентовал первый в мире стул с саморегулирующейся спинкой. Еще одно его изобретение положило начало целому направлению в архитектуре. Эмилио Амбас первым предложил вырастить на фасаде городского здания вертикальный сад. Это было двадцать лет назад, с тех пор по всему миру осуществлено множество проектов, основанных на этой идее.

cleared(data.content.description)

Культурный и атлетический центр Mycal, 1990. © Emilio Ambasz

Его собственный дом в Севилье стал отдельной темой выставки в МоМА — он сделан так, что кажется частью ландшафта. Он проектирует больницы, похожие на оранжереи, и коммерческие центры с огромными террасными парками внутри. Одним словом, это человек, который упорно претворяет в жизнь собственные мечты о прекрасном мире, в котором архитектура является продолжением природы, и очень хочется, чтобы ему и дальше все удавалось.

cleared(data.content.description)

Глазной центр Banca dell’Occhio, 2009. © Emilio Ambasz

cleared(data.content.description)

Комплекс ACROS, 1990. © Emilio Ambasz

17 апреля 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения императора Александра II (1818–1881), правителя, который отменил в России крепостное право. Государственный исторический музей, воздавая должное своему основателю и выдающемуся реформатору, открывает масштабный выставочный проект, цель которого — беспристрастно рассказать об императоре как о человеке, чья судьба оказалась более чем трагична. Гибель Александра II, ставшего жертвой зарождавшегося русского терроризма, явилась грозной предвестницей грядущего кровопролитного столкновения власти и общества.

cleared(data.content.description)
Портрет цесаревича Александра Николаевича. Фридрих Иенцен с оригинала Ф. Крюгера 1846 года. Бумага, литография.

В зале, посвященном реформам, можно будет увидеть историческую реликвию, которой была поставлена точка в 300-летней истории крепостничества — гусиное перо, заключенное в деревянную рамку, наверху которой сделанная чернилами надпись: “Этим пером подписан журнал заседания общего собрания Государственного совета под личным председательством Государя Императора об упразднении крепостного права. 28 января 1861 года”.

cleared(data.content.description)
Портрет цесаревича Александра Николаевича. Луи Рене Люсьен Ролле с оригинала Ф. Крюгера 1847 года. После 1850. Бумага, акватинта, офорт.

На выставке будут представлены также личные вещи и автографы императора; портреты монарха, членов императорской фамилии, крупных государственных и общественных деятелей второй половины XIX века; сюжетная живопись и графика по теме коронации, придворного быта и царских охот.

cleared(data.content.description)
Портрет цесаревича Александра Николаевича. Иван Андреевич Винберг, 1850–1851. Кость, акварель, гуашь.

К чемпионату мира по футболу Третьяковская галерея приготовила выставку скульптурных работ 1930–1990-х годов. Ее стоит посмотреть хотя бы ради знаменитой “Девушки с веслом” Ивана Шадра. Обнаженная женская фигура двенадцатиметровой высоты, символ эмансипации и здорового образа жизни, создавалась для ЦПКиО имени Горького: она должна была стать доминантой центрального бассейна с фонтанами.

cleared(data.content.description)
И. Д. Шадр “Девушка с веслом”, эскиз статуи для ЦПКиО им А. М. Горького, Москва, 1934–1935. Бронза.

Шадр начал работу над скульптурой в 1934 году, через год она была установлена в парке, но простояла недолго, потому что девушка была вызывающе сексуальна. Через год Шадр создал новую версию, уменьшив фигуру до восьми метров и изменив ее пропорции. Скульптуру поставили в центр фонтана, но в 1941 году при бомбежке она была разрушена.

cleared(data.content.description)
О. Б. Косткевич “Футбол”, 1983. Бронза.

В экспозицию вошли и другие шедевры сталинского времени: “Физкультурница” Янсон-Манизер, “Хоккеисты” Чайкова и “Футболисты” Дейнеки, а также его менее известные “Эстафета”, “Стометровка” и “Перед стартом”.

cleared(data.content.description)
А. А. Дейнека “Футболисты”, 1948–1955. Медь.

В основе ранней живописи Григорьевой — переосмысление искусства Роберта Фалька, да и вообще московского искусства 1920–1930-х годов. Что вполне объяснимо: отец Григорьевой Евгений Михайлович Шиллинг был автором первого манифеста Союза художников и поэтов “Искусство — жизнь” (впоследствии — общество “Маковец”). Помимо художников, в деятельности “Маковца” участвовали Велимир Хлебников, Борис Пастернак, отец Павел Флоренский… Поэт и путешественник, Шиллинг в 1950-х брал дочь в этнографические экспедиции по Дагестану в качестве художника, и с этого времени ведется отсчет ее художественного творчества.

cleared(data.content.description)

В давнем издании Екатерина Григорьева рассказывала о себе: “Мир мещанский для меня — моя тема. Вещички, кружевца, все то, на чем держится доброе начало. Все это нежно, невинно, незащищенно, уязвимо (может, и не уязвимо — своей правотой) и вечно”.

cleared(data.content.description)

По причине кажущегося легкомыслия работы Григорьевой в 1970–1980-е годы не раз снимали с официальных выставок. Тем не менее ее искусство предопределило появление значительных мастеров следующего поколения. Нынешняя выставка, подготовленная галереей “Ковчег” и музеем А. С. Пушкина к 90-летию художника — вероятно, первый опыт соединения в камерном музейном пространстве произведений Екатерины Григорьевой из заметных коллекций, государственных и частных.

cleared(data.content.description)

“Династия Мин: сияние учености” — так называется выставка из собрания Шанхайского художественного музея, посвященная искусству эпохи Мин (1368–1644). В Китае считают, что эту эпоху отличает культ знаний, который привел к массовому увлечению литературой, музыкой и философией. На выставке можно увидеть мебель того времени (шанхайская коллекция китайской мебели считается лучшей в мире) и, конечно, знаменитый фарфор. Китайцы изобрели состав твердого фарфора примерно в VI веке, за тысячу лет до того, как его научились производить в Европе. Еще пять веков понадобилось, чтобы довести технологию изготовления фарфоровых сосудов до совершенства.

cleared(data.content.description)

Когда голландские корабли привезли на родину первые китайские вазы, европейцы были потрясены: они никогда не видели такой легкой, тонкой, богато украшенной посуды. Фарфор эпохи Мин был безупречен, и выставка дает возможность в этом убедиться.

cleared(data.content.description)

Фигура человека на льде. Цзиндэчжэнь. Династия Мин, период Ваньли (1573–1620). Фарфор. © Shanghai Museum

Одним из главных экспонатов является великолепная процессия — набор из 66 фарфоровых фигур почетного эскорта: ученых, военных, музыкантов — конных и пеших, молодых и пожилых, одетых соответственно их рангу и социальному положению, выполняющих каждый свою функцию. Эта группа предположительно была найдена в захоронении представителей императорской фамилии, однако точная принадлежность ее неизвестна. Помещение такого эскорта в гробницу означало, что после смерти человек также будет занимать высокие должности и пользоваться теми же благами, что и при жизни.

cleared(data.content.description)

Курильница в форме утки. Цзиндэчжэнь. Династия Мин, период Чэнхуа (1465–1487). Фарфор. © Shanghai Museum

cleared(data.content.description)

Кресло в форме шапки чиновника. Династия Мин (1368–1644). Железное дерево. © Shanghai Museum

Читайте также