“Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий” в Музеях Московского Кремля
6 апреля — 25 июля
Раритеты, привезенные из десятка российских музеев, рассказывают о Смутном времени, которое в истории страны связано со стихийными бедствиями, войнами, голодом и политическим кризисом.
Экспозиция состоит из двух частей: в первой собраны предметы — свидетели правления последних Рюриковичей, Ивана Грозного и его сына Федора Ивановича. Среди них знаки и символы царской власти, предметы из сокровищницы монархов, личные вещи представителей царского рода, семейные святыни, важные документы.
Вторая часть посвящена одной из самых загадочных фигур русской Смуты — младшему сыну Ивана Грозного Дмитрию Ивановичу, погибшему в Угличе при загадочных обстоятельствах, и его “двойникам”, оставшимся в истории как Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
Придворный костюм середины XIX — начала XX века в ГИМе
18 марта — 16 июля
Из Эрмитажа привезли в Исторический музей уникальную коллекцию костюмов, принадлежавших членам императорского дома и представителям аристократических семей: платья императрицы Марии Федоровны, которая была постоянной заказчицей парижского модного Дома Чарльза Ворта, княгини Зинаиды Юсуповой, графини Софьи Гендриковой и других великосветских красавиц. Завершает показ платье, сшитое для церемонии бракосочетания великой княгини Александры Федоровны с Николаем II в петербургском ателье. Подвенечный наряд будущей императрицы запечатлен на многие фотографиях и живописных портретах. Выглядит он легким, воздушным, почти невесомым, но на самом деле весил почти десять килограммов, горностаевая мантия — еще тринадцать.
Непарадная лениниана из коллекции Игоря Суханова в Арт4
11 марта — 10 апреля
Еще есть шанс успеть на выставку, которая, к сожалению, до памятной даты, которую уже мало кто помнит (22 апреля) не доживет, уедет в Петербург, в ДК “Громов”. Петербургский коллекционер Игорь Суханов собрал к 150-летию со дня рождения Ленина солидное количество изображений вождя — начиная от рисунков и живописных полотен 1920-х и 1930-х годов и заканчивая видеоинсталляцией “Ленин, переворачивающийся в гробу” группы “Синие носы” и игрушечными Лениными Маяны Насыбулловой. По замыслу кураторов, выставка должна показать, как менялся с годами образ вождя.
“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма
21 апреля — 29 августа
Первым проектом юбилейного года (музею исполнилось пять лет) станет выставка, посвященная советским коллекционерам. Музей расскажет истории четырнадцати коллекционеров из Москвы и Ленинграда. Зрители увидят работы мирискусников Бориса Кустодиева, Константина Сомова, символистов “Голубой розы” Павла Кузнецова, Николая Сапунова, московских сезаннистов Роберта Фалька, Ильи Машкова и Аристарха Лентулова. В состав экспозиции также войдут произведения Нико Пиросмани из коллекции Игоря Сановича, живопись и графика Бориса Григорьева из собрания Николая Тимофеева, работы Василия Кандинского и Алексея Явленского из собрания нашего современника Валерия Дудакова.
“Первый” в Музее космонавтики
12 апреля 2021 — 12 сентября
Выставка “Первый” в Музее космонавтики, который находится в стилобате монумента “Покорителям космоса”, является центральным выставочным проектом в год 60-летия полета Юрия Гагарина в космос. На ней будут представлены документы и личные вещи первого космонавта, в том числе парта с откидной крышкой, за которой он сидел во время обучения в Люберецком ремесленном училище, и ковш для литья металла, которым будущий космонавт работал у печи (мало кто знает, что Юрий Гагарин в ремесленном училище приобрел специальность “литейщик-формовщик”). Одним из центральных экспонатов выставки станет подлинный спускаемый аппарат одноместного космического корабля серии “Восток”, на котором 12 апреля 1961 года был совершен первый в истории человечества космический полет.
“Одержимые успехом” в МАММ
27 апреля — 27 июня 2021
Американский фотограф-документалист Лорен Гринфилд двадцать пять лет изучала мир сверхбогатых, снимала персонажей этого мира и записывала с ними интервью. Результатом стали документальные фильмы о мире тяжелого люкса “Королева Версаля” и “Поколение благополучия” и лента “Создательница королей” о первой леди Филиппин Имельде Маркос, рассказывающая, как большие деньги срастаются с коррупцией. По мнению Гринфилд, стремиться быть богатым любой ценой довольно смешно, и этот взгляд на мир роскоши можно ощутить в ее снимках, где бы они ни были сделаны — в Шанхае, Лас-Вегасе или Москве.
Графика Альбрехта Дюрера в ГИМе
30 марта — 28 июня
Выставка графических работ Альбрехта Дюрера из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии, одной из самых известных художественных галерей Европы, открывает проект “Сокровища музеев Италии в Историческом музее”, рассчитанный на несколько лет. Из Италии привезли в Москву более 120 гравюр мастера, включая самые известные: “Меланхолия I”, “Адам и Ева”, “Блудный сын”, “Аполлон и Диана”. В отдельном разделе демонстрируется серия “Апокалипсис”, созданная Дюрером в 1496–1498 годах. Пятнадцать листов иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета — Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. Исторический музей впервые показывает на этой выставке гравюры Альбрехта Дюрера из своего собрания, а также предметы декоративно-прикладного искусства, созданные в Германии на рубеже XV–XVI веков.