События

Куда сходить в декабре: 12 событий в Москве

1 Декабря 2018 - 31 Декабря 2018.
Москва

“Дом Муму”, спектакль “Дядя Ваня” и ювелирные подарки членов императорской семьи.

События

1. “Стражи времени. Керамическая скульптура Древнего Китая” в ГМИИ имени Пушкина

6 декабря 2018 — 10 февраля 2019

Название выставки связано с традиционным китайским календарным циклом, который популярен во всем мире. Он делится на пять двенадцатилетних периодов. У каждого года есть животное-символ: Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Свинья. Сутки также разделяются на двенадцать промежутков — “стражей”, которые находятся под покровительством этих же животных-символов.

cleared(data.content.description)
12 керамических скульптур, символизирующих знаки двенадцатилетнего цикла. Китай, династия Мин (1368–1644).

По восточному лунно-солнечному традиционному календарю, принятому в Китае и некоторых других странах, 2018-й — год Собаки. Ему на смену 5 февраля 2019 года придет год Земляной Желтой Свиньи. Именно поэтому на выставке экспонируются в основном скульптуры собак и несколько фигур кабанов и свиней. Все они относятся ко времени правления в Китае династий Хань, Тан и Мин (с II в. до н. э. до XVII в. н. э.).

cleared(data.content.description)
Овца. Керамическая скульптура. Китай, династия Мин (1368–1644).
cleared(data.content.description)
Собака. Китай, династия Хань (206 до н. э. — 220 н. э.). Серая глина. Kirill Daneliya Collection.

2. Декабрьские вечера в ГМИИ имени Пушкина

30 ноября — 21 декабря 2018

В этом году фестиваль, традиционно объединяющий живопись, музыку, поэзию и театр, посвящен выставке “Пикассо & Хохлова”, которая открыта в главном здании. Музыкальные программы, следуя за линией жизни главных героев экспозиции, включают русскую, французскую и испанскую музыку. В афише — “Сати & Стравинский” в исполнении музыкантов Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, испанские мотивы от ансамбля “Солисты Москвы” и сольный концерт Михаила Плетнева.

cleared(data.content.description)
Пабло Пикассо. “Художник и его модель”. 1926. Париж, Музей Пикассо. © Succession Picasso 2018
cleared(data.content.description)
Пабло Пикассо. “Ольга Хохлова в мантилье”. 1917. Мадрид, Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso. © Succession Picasso 2018
cleared(data.content.description)
Пабло Пикассо. “Задумчивая Ольга”. 1923. Париж, Музей Пикассо. © Succession Picasso 2018

3. Дом-музей Тургенева на Остоженке

“Дом Муму”, как его называют в Москве, пережил не только страшную ссору Ивана Сергеевича Тургенева с маменькой, но и сто лет запустения. В семидесятых годах его немного подновили, после чего в него прочно вселилась контора Главспортпрома. В начале нового века особняк наконец получил музейный статус, но масштабная реконструкция началась только в 2015-м. Месяц назад дом-музей Тургенева торжественно открылся, и теперь можно наконец пройти по комнатам парадной анфилады и личным комнатам писателя — приезжая в Москву, он останавливался у маменьки и очень подробно описал ее дом в самом известном своем рассказе: “…В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней…”

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

4. “Стиль Фаберже” в Ново-Иерусалимском музее

15 декабря 2018 — 24 марта 2019

На эту выставку придется не сходить, а съездить — она откроется в музее Нового Иерусалима, в 60 км от Москвы. Съездить стоит хотя бы ради Царского зала, где собраны драгоценные подарки, которые члены императорской семьи дарили друг другу.

cleared(data.content.description)
Тиара императрицы. Около 1880. Музей Фаберже, Баден-Баден.

Как объясняет директор музейно-выставочного комплекса “Новый Иерусалим” Василий Кузнецов, “проведение выставки в Истре отнюдь не случайно. Прежде всего потому, что Русская Палестина — место, исторически связанное с царской фамилией. В разные годы представители правящей династии Романовых благоволили здешним местам, даруя Ново-Иерусалимскому монастырю поистине роскошные вещи. Примеры этих вкладов сегодня представлены на нашей постоянной экспозиции. Бывал в Новом Иерусалиме и император Николай II, в годы правления которого ювелирная фирма Фаберже переживала необычайный расцвет”.

cleared(data.content.description)
Императорское пасхальное яйцо “Созвездие Цесаревича”. 1917. Музей Фаберже, Баден-Баден.
cleared(data.content.description)
Табакерка подарочная из кабинета его императорского величества. До 1898. Музей Фаберже, Баден-Баден.

5. Международный фестиваль “Новые люди” в Калужской области

1–16 декабря

Тем, кто привык ездить на “Архстояние”, дорога на Калугу хорошо знакома. По зимней дороге едем на фестиваль: две недели подряд в Калуге и Обнинске будут ежедневно показывать спектакли во всех возможных жанрах. Программа очень неплохая: и уличный пиротехнический аттракцион в исполнении труппы “Огненные люди”, которая выступала на закрытии Олимпиады в Сочи, и знаменитый спектакль “Дядя Ваня” Воронежского камерного театра, который номинировался на “Золотую маску”, и молодая итальянская театральная компания, и программа балета “Москва”. Афишу можно посмотреть на официальном сайте и там же купить билеты.

cleared(data.content.description)
Спектакль “Дядя Ваня”.
cleared(data.content.description)

6. “История русского интерьера. От барокко до минимализма” в музее-заповеднике “Царицыно”

14 декабря 2018 — 13 мая 2019

Когда говорят о русском интерьере, как правило, имеют в виду интерьер дворцовый или усадебный, и рассказ о его эволюции заканчивают периодом модерна. Кураторы выставки, которая откроется в Хлебном доме, протянули нить от екатерининских и павловских времен до советского времени, собрав в одной экспозиции вещи из нескольких московских музеев, одного подмосковного (“Горки Ленинские”) и из частных коллекций.

cleared(data.content.description)
Чашка с блюдцем из “Готического сервиза”. Императорский фарфоровый завод. Россия, Санкт-Петербург. 1897. Фарфор. Роспись надглазурная и подглазурная золотом и цветными красками на голубом фоне с изображением стилизованного растительного и геометрического орнамента. ГМЗ “Царицыно”.
cleared(data.content.description)
Кресло из гарнитура из шести кресел с прямоугольной спинкой, имеющей ажурный переплет из сквозных стрельчатых арочек. Береза, резьба, обивка тканью. Россия, конец XVIII — начало XIX века. ГМЗ “Царицыно”.
cleared(data.content.description)
А. И. Тихобразов. Интерьер. Бумага, акварель, 22 × 32 см. Галерея “Три века”.

7. “Хрупкие вещи” в галерее “Основа”

4–28 декабря 2018

Проект “Хрупкие вещи” — коллективная выставка художников, работающих с глиной и керамикой. При помощи этого материала, который может быть разрушен одним движением и в то же время способен пройти через века, каждый из них рассказывает собственную историю о прочности и хрупкости.

cleared(data.content.description)
Работа Ивана Новикова.

Проект Ариадны Арендт представляет собой своеобразный семейный алтарь, посвященный ее прабабушке и полной тезке, известному советскому скульптору-анималисту. Александр Повзнер превратил символ прочности — молот и наковальню — в изображение хрупкости, воссоздав из глины инструменты тяжелого физического труда. Японка Юмико Оно в двух фарфоровых чашках повторила очертания административного здания Рапла KEK, построенного в 1977 году в эстонском городе Рапла. Его форма, похожая на фантастический космический корабль, стала для Юмико символом утопии модернистских идей. А Дарья Неретина попыталась “законсервировать” воспоминания: ее фарфоровые растения сохранили отпечатки летнего сада, урожая овощей и трав, память о дачных теплицах и застольях.

cleared(data.content.description)
Работа Юмико Оно.
cleared(data.content.description)
“Букет гарни”, Дарья Неретина.

8. “Русский Север” в Историческом музее

10 декабря 2018 — 20 мая 2019

Русский Север — это северодвинская и мезенская роспись, деревянная посуда, мебель, украшения для дома, расписанные яркими сказочными цветами, изображениями коней и птиц, львов и единорогов, русалок и других сказочных существ. Это северная икона — местные иконописные традиции складывались в больших монастырях, таких как Соловецкий и Антониево-Сирийский. И северный женский костюм — источник идей для французских кутюрье. Многое из этого можно будет увидеть в Историческом музее. Вышивки, привезенные из путешествий на Север художником Иваном Билибиным, будут демонстрироваться впервые.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

9. Фестиваль московского модерна

Весь декабрь и январь проект “Москва глазами инженера” будет водить экскурсионные группы по московским особнякам в стиле модерн. Можно будет узнать о том, кто их строил и кто заказывал, увидеть интерьеры (там, где они сохранились). Гвоздь программы — посещение дома, который построил для себя главный мастер московского модерна Федор Шехтель. Билеты можно заказать на официальном сайте.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

10. Игорь Шелковский в галерее “Палисандр”

12 декабря 2018 — 10 марта 2019

Игорь Шелковский — художник, скульптор и мыслитель, называет свои скульптурные работы “рисунками в воздухе”.

cleared(data.content.description)
“Ржавое дерево”. 2016. Металл.

Деревянные формы Шелковский создает как прототипы произведений, которые он в будущем сделает в более долговечном материале и другом масштабе. В галерее “Палисандр” будет показано около 30 произведений художника, в том числе кресла, созданные специально для этой выставки.

cleared(data.content.description)
Макет кресла.
cleared(data.content.description)
Рельеф “Облако”. 2018. Дерево, краска.
cleared(data.content.description)
“Двое за столом”. 2002. Металл, дерево, краска.

11. Дмитрий Краснопевцев в МАММ

4 декабря 2018

Выставка является заключительной частью проекта “Когда искусство становится частью ландшафта”, придуманного художником Евгением Антуфьевым и куратором Светланой Марич. Первая часть цикла открылась в июне 2018 года в Палермо, в рамках международной биеннале современного искусства Manifesta; вторая — в Музее-мастерской Сергея Коненкова. В третьей части цикла, подготовленной для МАММ, Евгений Антуфьев обращается к работам одного из ведущих представителей “неофицального” искусства Дмитрия Краснопевцева.

cleared(data.content.description)
Дмитрий Краснопевцев. “Две чаши с предметами”. 1972. Оргалит, масло. Из коллекция музея АРТ4.
cleared(data.content.description)
Дмитрий Краснопевцев. “Арка”. 1959. Холст на картоне, масло. Из коллекции Михаила Алшибая.
cleared(data.content.description)
Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. Без названия. 2018. Керамика.

12. Репин, Маковский и Лентулов на ВДНХ

5 декабря 2018 — 31 марта 2019

В павильон “Рабочий и колхозница” привезут избранные полотна из коллекции Самарского художественного музея — от работ художников XVIII века до Лентулова, Розановой и Бурлюка. Отдельная часть экспозиции — произведения восточного искусства, собранные австрийским купцом и основателем Жигулевского пивоваренного завода Альфредом фон Вакано, который прожил в Самаре больше 30 лет и поддерживал музей со дня его основания. На ВДНХ стоит приехать на целый день: в павильоне “Космос” откроется финальная выставка проекта молодого искусства “Взлет”, в “Гидрометеорологии” историк моды Александр Васильев будет показывать модную одежду 80-х годов. А ведь есть еще и каток, залитый вокруг знаменитого фонтана “Дружба народов”.

cleared(data.content.description)
В. И. Суриков. “Перс”. 1902.
cleared(data.content.description)
И. Е. Репин. “Композитор А. Г. Рубинштейн”. 1909–1915.
cleared(data.content.description)
М. И. Меньков. “Симфония” (“Скрипка”). 1915.
cleared(data.content.description)
Ю. И. Боско. “Будни Сталинградской ГЭС”. 1960.
Читайте также