1 МАРТА 2019 - 31 МАРТА 2019. МОСКВА
5–31 марта 2019
31 марта Центральный дом художника на Крымском Валу примет последних посетителей, а потом закроется на реконструкцию. После ее завершения ЦДХ и Новая Третьяковка станут единым пространством, а здание, спроектированное в 60-х годах прошлого века, обретет современную инфраструктуру. Автор проекта реконструкции — лауреат Притцкеровской премии Рем Колхас.
Последний месяц работы Центрального дома художника будет богат на события: 5 марта в холле откроется выставка “40 лет ЦДХ. Ностальгия”, а в залах второго этажа с 5 по 10 марта пройдет весенняя Антикварная ярмарка и форум “Коллекции России”. В рамках форума организованы две любопытные выставки. На первой можно будет увидеть личные вещи актрисы Александринского театра Александры Никитиной, которая стала женой сына “водочного короля” Смирнова и водила дружбу с Чеховым, Сувориным и Шехтелем. Вторая представляет собрание Федора Федоровского, главного художника Большого театра с 1929 по 1953 год.
В программу форума входит и салон “Старая бумага”, объединяющий старинную гравюру, авторскую графику, исторические документы, географические карты и прочие бумажные сокровища, которые могут заинтересовать не только коллекционеров, но и декораторов.
15 марта — 30 мая 2019
Дворец Гугун, или Запретный город, служил двадцати четырем правителям двух династий Поднебесной империи — Мин и Цин. В Москву привезли символы власти, украшения, портреты, произведения живописи и каллиграфии и парадные одеяния императоров и императриц династии Цин — более 100 экспонатов.
Значительная часть из них относится к эпохе правления императора Цяньлуна, которое было самым длительным во всей истории Китая (63 года) и считается золотым веком культуры поздней империи. Император обладал тонким вкусом и лично контролировал изготовление разнообразных произведений прикладного искусства при дворе. Многие из этих предметов будут представлены в Музеях Московского Кремля.
5 марта — 20 мая 2019
Термин “Лондонская школа” был введен в обиход художником Рональдом Бруксом Китаем в 1976 году. Он объединил группу художников, в которую входили Франк Ауэрбах, Дэвид Бомберг, Фрэнсис Бэкон, Рональд Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд, Майкл Эндрюс — мастера, в центре внимания которых оказалось человеческое тело.
Выставка “Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа” развернется на главной выставочной оси ГМИИ имени Пушкина и будет состоять из шести разделов. В экспозиции будет представлено около 80 живописных и графических работ из собрания галереи Тейт.
Поскольку работы художников Лондонской школы остаются предметом обсуждений и споров, как философских, так и просто зрительских, Пушкинский музей совместно с проектом scienceme.ru запускает цикл дискуссий с участием представителей науки, философии и культуры. Первая из них посвящена связи художников Лондонской школы со старыми мастерами. Люсьен Фрейд считал себя преемником Альбрехта Дюрера, а Франк Ауэрбах говорил о влиянии на свое творчество почти всех старых мастеров. В рамках дискуссии будут обсуждаться как преемственность художественных традиций, так и те точки, в которых современные художники отошли от классики. Дискуссия состоится 22 марта в 18:30, среди ее участников — куратор выставки Данила Булатов и писатель Виктор Ерофеев.
16 марта — 18 августа 2019
Третьяковка обещает представить новую, современную интерпретацию творчества знаменитого русского художника, который в советскую эпоху был таким же “всем” в изобразительном искусстве, как Пушкин и Толстой в литературе, притом что некоторые картины классика лежали в запасниках и публике были неизвестны. Прежде всего это заказные работы: “Прием волостных старшин Александром III” и “Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года”, грандиозное полотно, для которого Репин сделал около шестидесяти портретов. Его, кстати, можно будет увидеть на выставке в Третьяковке.
Для выставки отобрали лучшие работы мастера, созданные с начала 1870-х по конец 1920-х годов, — более 170 живописных полотен и более 130 графических работ. Помимо хрестоматийно известных, знакомых всем из школьной программы (“Бурлаки на Волге”, “Не ждали”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”), в экспозицию включены малоизвестные произведения из 26 музеев России и зарубежья, а также из ряда частных собраний. Кураторы уверяют, что для московской публики многие из них станут открытием.
13 марта — 30 июня 2019
Молодая голландская художница Тамара Стофферс экспериментирует с техникой коллажа, комбинируя иллюстрации из советских книг, газет и открыток. Интерес к ушедшей в прошлое стране у нее вызвала выставка “Советский дизайн 1950–1980” в Роттердаме. В экспозиции было представлено более 500 предметов: мебель, текстиль, бытовая техника и посуда, игрушки, рекламные плакаты, уникальные архивные материалы. Увиденное настолько вдохновило художницу, что она начала собирать все, что было связано с Советским Союзом, — от расписных ложек до бюстов Ленина.
“Когда я впервые нашла старую книгу об СССР, я была очарована сильным визуальным языком той эпохи, яркостью образов, а также их часто неожиданным контрастом. Мне открылся крайне сюрреалистичный, непонятный для меня мир”, — говорит Тамара Стофферс.
Свои ощущения она выражает в коллажах, на которых на берегах Москвы-реки растут башни из банок с икрой, а по лыжному трамплину на Воробьевых горах ползут коробочки хрущевок.
16 марта в 16:00 в Центре фотографии состоится встреча с Тамарой Стофферс. Она подробно расскажет об истории создания своего коллажного проекта, а также проведет экскурсию по выставке.
26 марта — 21 июля 2019
Это выставка одного экспоната — но какого! Скульптура главной героини “Царицыно” (в этом году музей будет пышно отмечать 290-летие со дня ее рождения) была выполнена знаменитым Опекушиным (автором памятника Пушкину на Тверской) к 100-летию со дня кончины императрицы и в ноябре 1896 года установлена в Большом зале Царицынского дворца. После Октябрьской революции ее вывезли в Государственный музей изящных искусств и по крайней мере дважды пытались уничтожить. Спас ее тогдашний директор ГМИИ Сергей Меркуров, “спрятав” у своих друзей в Ереване. Скульптура Екатерины II находилась в Ереванском художественном музее до 2003 года, когда по договоренности московского правительства с независимой Арменией было принято решение о ее возвращении в Москву. После реставрации скульптура заняла свое место в Екатерининском зале Большого дворца.
Выставка будет построена на основании новых, впервые привлекаемых материалов из российских и армянских музейных и архивных собраний, которые отразят малоизвестные даже специалистам драматические страницы, связанные с созданием и путешествиями скульптуры.
7 марта — 7 апреля 2019
Иконные образцы (или прориси) — рабочий материал, которым иконописцы издавна пользовались при создании своих произведений. Это графические бумажные листы с изображениями фигур святых и различных сюжетных и аллегорических композиций, с которых писались иконы. Образцы бережно собирали и передавали из поколения в поколение. По прорисям можно проследить, как менялись сюжетный репертуар и стиль русского иконописания на протяжении столетий.
На выставке представлены наиболее интересные и значительные в художественном отношении листы второй половины XVII — середины XIX века, в том числе с подписями художников, в частности знаменитого мастера из Романова-Борисоглебска Федора Архиповского, старшего представителя известной иконописной династии. На некоторых образцах сохранились заметки нетворческого характера — например, о денежных расходах владельца листа.
5 марта — 13 апреля 2019
Среди зданий, которые спроектировал и построил архитектор Марио Беллини, — Токийский центр дизайна, Национальная галерея Виктории в Мельбурне, штаб-квартира Deutsche Bank во Франкфурте, Музей истории города Болоньи, здание Департамента исламского искусства в Лувре. Беллини работал и в предметном дизайне — создал ряд знаковых объектов, которые занимают почетное место в музеях современного искусства.
На выставке “Красота по-итальянски” в Музее архитектуры будут представлены предметы, созданные архитектором и предвосхитившие те гаджеты, без которых мы уже не представляем себе нормальной жизни: первый персональный компьютер в истории P101, созданный в 1965 году и работающий до сих пор; Divisumma 18 из мягкой желтой резины — прототип технологии touch screen; Pop — переносной проигрыватель, предок iPod.
29 марта — 11 августа 2019
Выставка “Пора разобраться!” получила свое название в честь статьи искусствоведа и критика Александра Абрамовича Каменского, автора более 1000 публикаций об искусстве в советской и постсоветской периодике, и построена на материалах из его архива. Документы эпохи, позволяющие взглянуть на историю отечественного искусства XX столетия через бюрократические записки, стенограммы заседаний, шутливые эпиграммы и личные письма, сопровождаются ее главными героями — в выставке участвуют работы Мартироса Сарьяна, Марка Шагала, Сергея Конёнкова, Роберта Фалька, Владимира Фаворского, Александра Лабаса, Юрия Пименова, Андрея Гончарова, Виктора Эльконина, Олега Целкова и многих других художников.
28 февраля — 31 марта 2019
Григорий Ингер известен как один из самых ярких иллюстраторов еврейской литературы. Это художник, создавший на национальной почве универсальный художественный язык. Выставка в Музее Востока объединяет работы из цикла “Мое детство”, который он создавал на протяжении всей жизни, а также иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема — ставшие мировой классикой рисунки к повестям “Мальчик Мотл” и “Заколдованный портной”. Впервые будет представлен “Библейский цикл” — одна из самых ярких серий художника, посвященная истории Ветхого Завета, которая для Ингера оказывается частью актуальной истории XX века.
Фото: архив пресс-службы