Куклы, афиши и легенды первого в России кукольного театра
21 февраля — 15 марта
В выставочном зале Государственного музея А. С. Пушкина в Денежном переулке (точный адрес: Арбат, 55) можно увидеть кукол из передвижного театра, созданного художниками Ниной и Иваном Ефимовыми сто лет назад. Для этого театра они очень много придумали — и собственную технологию изготовления кукол, и способы их показа. И были одновременно и мастерами, и режиссерами, и актерами, и даже сочинителями пьес.
Новое шоу Cirque du Soleil
19 марта — 17 мая
Важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк, как сказал человек в кепке сто лет назад. Cirque du Soleil вернул цирку ранг искусства: его спектакли создают лучшие театральные режиссеры. Шоу LUZIA, которое стартует в Москве в середине марта, поставил швейцарец Дэниэле Финци Паска, большой друг нашей страны. Его спектакль “Донка” о Чехове привозили на Чеховский фестиваль дважды. Кроме отличной режиссуры, шоу LUZIA будет удивлять своим техническим оснащением: для каждой постановки используется 6000 литров воды, которая с помощью специальной инженерной конструкции превращается в настоящий дождь.
Арабская народная картина в Музее Востока
6–29 марта
Арабский лубок — это печатные изображения коранических пророков и героев ранней исламской истории, украшавшие общественные места и частные дома. На выставке будет экспонироваться около тридцати таких народных картин из коллекции известного отечественного востоковеда Юрия Завадовского, а также из собрания знаменитого русского художника Ивана Билибина в Ивангородском музее.
Международный месяц фотографии в Москве
5 марта — 17 апреля
В МАММ 5 марта открывается целых семь выставок разных фотографов, но закроются они в разные даты, так что загляните на сайт, прежде чем запланировать поход в музей. Осмотр всех семи будет напоминать путешествие в машине времени: сначала в нулевые, когда были сделаны медитативные снимки Александра Слюсарева. Потом в эпоху 90-х, которым посвящен проект Игоря Мухина, и в 70-е, к “новому реализму” Юрия Рыбчинского. Отсюда длинный бросок в сталинский Советский Союз в фотографиях Эммануила Евзерихина, легендарного репортера фотохроники ТАСС.
“Золотая маска” в кино
Премия “Золотая маска” и проект Theatre HD покажут прямые трансляции трех спектаклей ведущих московских театров в кино в этом марте. Программу “Золотая маска” в кино” откроет балет Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко “Ингер / Браун / Прельжокаж”, который покажут 5 марта в кинотеатрах “Каро Октябрь” и “Формула кино” ЦДМ. Художественный руководитель Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лоран Илер этой постановкой продолжает знакомить зрителей с представителями современного мирового балета. В постановку “Ингер / Браун / Прельжокаж” вошли одноактные балеты “Прогулка сумасшедшего” Йохана Ингера, “О сложная” Триши Браун и “Свадебка” Анжелена Прельжокажа. А 30 марта в кино покажут трансляцию спектакля Театра наций “Иранская конференция” по пьесе Ивана Вырыпаева от режиссера Виктора Рыжакова.
“Живопись минус” на “Фабрике”
6–29 марта
Центр творческих индустрий “Фабрика” представляет новый проект Марата Гельмана, в какой-то степени являющийся продолжением его выставки “Русское бедное”, показанной с 2008 году в Перми. Под названием “Живопись минус” куратор видит сопротивление салону с одной стороны и стремление удержаться от дизайнерского подхода и минималистского искусства — с другой. “К 2020 году, когда жидкокристаллические экраны и мощные проекторы преображают выставочное пространство, когда вокруг разговоры об искусственном интеллекте и мир в ожидании сингулярности, в Москве вдруг обнаружилось много таких “диссидентов дизайна”, упорно ищущих в живописи минус — новые возможности для художественного высказывания”.
Персональная выставка Татьяны Назаренко в ММОМА
21 февраля — 5 апреля
В одном из интервью Татьяна Назаренко сказала: “Вся моя жизнь — в моих работах”. Поэтому выставка в ММОМА, хотя она и построена не ретроспективно, а по сюжетному принципу, так или иначе становится рассказом одного из ведущих художников поколения 70-х о себе и своем времени.
Цикл “Фамильный альбом”, объединивший живопись, графику и объекты, посвящен семье, прошедшей через все испытания советской эпохи. Фанерные фигуры из проекта “Переход” рассказывают о бурных 90-х. На первой выставке в ЦДХ они еще и пели: за фанерными музыкантами Назаренко поставила настоящих, с баянами и гармонями. Эти фигуры-портреты объехали полмира: в Кельне их выставили на вокзале, в Бонне — в переходе возле Музея истории, в Вашингтоне — в Национальном музее женского искусства.
“Обратная сторона Луны” в галерее “На Ходынке”
7 марта — 12 апреля
Российский художник Георгий Острецов исследует Луну со всех сторон, интересуется научным контекстом, исследованиями NASA и гипотезами об асимметричной поверхности спутника, а также “лунным эпосом” писателя Жюля Верна. Изучая все это, он создает уникальные предметы дизайна, рисунки, скульптуру и инсталляции. Работы Гоши Острецова на лунную тему будут представлены в районной галерее, которая имеет все шансы преобразить жизнь на Октябрьском Поле, поскольку галерею теперь возглавляет Елена Ковылина, мастер перформанса и медиаинсталляций, выглядящих как острая сатира на нашу действительность.
“Тату” в Пушкинском музее
3 марта — 31 мая
Эту выставку нельзя пропустить: она посвящена феномену, который начал играть огромную роль в нашей жизни. А может быть, играл и раньше, мы просто не отдавали себе в этом отчет: что ни говори, а некоторые страницы жизни хочется поскорее стереть из памяти.
Выставка в Пушкинском посвящена татуировкам как художественному и социальному феномену. Представлены здесь и криминальные татуировки, которые два десятка лет снимал в советских тюрьмах фотограф Сергей Васильев. С женщинами-заключенными он обычно встречался в комнатах Ленина.