Куда сходить в марте: 9 событий

Первый месяц весны обещает много интересных событий. Мы сделали для вас небольшую выборку.
    9

1 МАРТА 2021 - 30 МАРТА 2021. МОСКВА

Илья Репин известный и неизвестный в Третьяковке

30 марта 2021 года — март 2022 года

Репина много не бывает, поэтому Третьяковка намерена вновь показать произведения знаменитого русского живописца — на этот раз в традиционных “репинских” залах в Лаврушинском переулке. Выставка объединит около тридцати его работ из фондов Третьяковской галереи и частных московских собраний.

И. Е. Репин. Мужская голова. 1883. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

И. Е. Репин. Портрет историка И. Е. Забелина. 1877. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

“Неизвестный” Репин — это живописные и графические работы, не участвовавшие в ретроспективе художника на Крымском Валу, проходившей в 2019 году. Картины “другого” Репина относятся к позднему периоду его творчества. Особое место займет раздел, посвященный истории шедевра “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”, который находится на реставрации с мая 2018 года. В него войдут эскиз “Сыноубийца” (1909) из Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского и мультимедийная программа, раскрывающая историю создания и современный процесс реставрации картины.

И. Е. Репин. Портрет кн. М. К. Тенешевой. 1898. Холст, уголь. Государственная Третьяковская галерея.

И. Е. Репин. Сапожки царевича. 1883. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Николай Кошелев в Новой Третьяковке

11 марта — 18 апреля 2021 года

Николай Кошелев живет между Москвой и Нью-Йорком и черпает вдохновение в этих разных по атмосфере городах. В проекте Moon Pool Кошелев стремится показать, как спустя столетие русское искусство плавно вернулось к эстетическим и идейным принципам начала XX века — поиску красоты и идеалов прошлых веков. Сюжеты и образы работ Кошелева выстроены вокруг придуманной автором театральной постановки, отсылающей к “Русским сезонам” Сергея Дягилева.

Фото: Новая Третьяковка.

Документы 1920-х годов на предаукционной выставке дома “12-й стул”

5–10 марта 2021 года

На аукцион, который пройдет 11 марта 2021 года в “Студии 30/7” на Петровке, 30/7, выставлены письма, фотографии и документы первого наркома просвещения Советского государства Анатолия Луначарского, графика художника-мирискусника Сергея Чехонина и скульптура Сарры Лебедевой. Все представленные лоты происходят из архива Владимира Зельдовича (1901–1981), который был личным секретарем Луначарского в 1920-е годы, а позже работал в НКВД.

Лот 4. Билет для входа в Смольный на имя Луначарского. 1918.

Лот 124. Сергей Чехонин. Эскиз женского костюма.

Среди лотов выделяется машинописный лист — внутренняя записка, адресованная Луначарским заместителю председателя ВЧК Уншлихту. Нарком заступался за арестованного по делу “Петроградской боевой организации” в 1921 году искусствоведа Николая Пунина. Возможно, именно это заступничество помогло ему выжить: Пунин был отпущен через месяц, в отличие от множества петроградцев, расстрелянных и осужденных по этому делу, включая поэта Николая Гумилева. Второй арест ждал Пунина в 1949 году, в 1953-м он скончался в лагерной больнице воркутинского лагеря и был похоронен в безымянной могиле под номером X-11.

Лот 43. Групповая фотография в Кремле. 1924.

Лот 100 (2). В кабинете НКВД. В. Маяковский. Фото Зельдовича.

Лот 192. Сарра Лебедева. Фигура с мячом. 1934. Фаянс.

“Поколение 30-летних” в Русском музее

3 марта — 14 июня 2021 года

В марте начинается чудесная пора для петербургских усадеб: снег еще не стаял, но уже тепло, нет ветра и много солнца. Еще один стимул для поездки — выставки в музеях северной столицы. В Мраморном дворце можно будет увидеть экспозицию, посвященную творчеству тридцатилетних. Характерными чертами этого поколения является смещение границ личного и публичного, автобиографизм — желание говорить об индивидуальном опыте, страхах, травмах или фантазийных мирах.

Ленинградский рок-н-ролл в Музее музыки

4 марта — 19 апреля 2021 года

Еще одна петербургская выставка, ради которой стоит купить билет на “Сапсан”. В марте 2021 город на Неве отмечает 40-летие со дня основания Ленинградского рок-клуба. Этому мощному пласту советской неформальной культуры посвящен проект “Ленинградский рок-н-ролл. Золотой век” в Шереметевском дворце — Музее музыки. Проект включает программу онлайн- и офлайн-встреч с героями ленинградского рока и рок-музыкантами наших дней.

Экспозицию работ известного петербургского фотографа Валентина Барановского дополнит важное для музея событие: Вячеслав Бутусов передает в дар музею свою концертную гитару, а Юрий Шевчук предоставляет один из личных инструментов для экспонирования на выставке.

“Лица, лики, морды” в музее AZ

11 марта — 11 июля 2021 года

Варвары предпочитали изображать морды, чтобы отпугнуть враждебные силы. Христиане взялись за лики, ведь главным предметом изображения стали сцены из Ветхого и Нового Завета. Выставка в Музее AZ объединяет семьдесят работ советской и постсоветской эпохи в жанре портрета: Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Владимир Яковлев, Борис Свешников, Олег Целков, Михаил Шемякин, Иван Лубенников, Наталья Нестерова и другие мастера показывают, что важно в человеческом образе для художника нового времени.

Instagram content

View on Instagram

Instagram content

View on Instagram

Олег Шейнцис в Еврейском музее

3 марта — 30 апреля 2021 года

Тем, чья молодость пришлась на восьмидесятые и начало девяностых, не надо объяснять, кто такой Олег Шейнцис — главный художник театра “Ленком”, соратник Марка Захарова, сценограф “Юноны и Авось” и “Поминальной молитвы”. Остальным стоит увидеть видеоинсталляцию, в которой звучат воспоминания Игоря Ясуловича, Михаила Швыдкого, Дмитрия Крымова, Игоря Золотовицкого, Владимира Урина и других коллег и соратников художника, который ушел из жизни в 57 лет.

Олег Аронович Шейнцис. Фото: Валерий Плотников.

Фото из книги “Олег Шейнцис. Зачем нужен художник”. Переиздание 2018 года. Автор-составитель А. В. Оганесян, художник-дизайнер А. Ю. Трифонов.

Фото из книги “Олег Шейнцис. Зачем нужен художник”. Переиздание 2018 года. Автор-составитель А. В. Оганесян, художник-дизайнер А. Ю. Трифонов.

Николай Наседкин в Крокин галерее

4 марта — 4 апреля 2021 года

Николай Наседкин, один из ведущих мастеров постсоветского экспрессионизма, использует в своих работах нефть — символическую для российской судьбы субстанцию. Выставка в галерее Крокин называется “Личная история” — это работы, связанные с незавершенным диалогом с отцом, матерью и близкими друзьями художника, которых уже нет среди нас.

Николай Наседкин. 2004. Окатово. Баня. Бумага, графит, темпера. 48 х 69 см. Courtesy Крокин галерея.

Николай Наседкин. Портрет матери. 1993. Бумага, графит. 60 х 41 см. Courtesy Крокин галерея.

Спектакль “Сын” в РАМТе

2, 3, 11, 12 марта 2021 года

Когда идешь на спектакль режиссера Юрия Бутусова, заранее знаешь, что он вывернет тебя наизнанку, заставит забыть обо всем, что тебя беспокоило вчера и сегодня. “Сын” по пьесе модного французского драматурга Флориана Зеллера из той же серии: за три часа придется испытать массу эмоций, не факт, что все будут приятными. Но быстро забыть этот спектакль вряд ли удастся.

Site-specific спектакль «Бойцовский клуб» в секретном месте

3, 10, 19 и 31 марта

Режиссер нового site-specific спектакля Илья Леонов переносит действие книги Чака Паланика в “нетеатральное” пространство, соответствующее духу романа. Каждый раз площадка будет меняться – это может быть завод, автосервис, мойка – место проведения спектакля вам пришлют за сутки. Главная особенность такого жанра – отсутствие строгой рассадки и участие зрителей в спектакле. В “Бойцовском клубе” все происходит именно так – зрители с первых минут становятся героями спектакля и членами того самого клуба, актеры вовлекают их в дискуссию и задают философские вопросы, но драться, конечно, не заставляют.

Фото: архив пресс-службы