Куда сходить в марте: 9 выставок в музеях и галереях Москвы

В этом месяце нас ждет встреча с шедеврами Рембрандта и других голландских мастеров золотого для них XVII века, полотнами Василия Верещагина, электромобилем Николая II и портфелем Гаврилы Державина. Подробности — в обзоре мартовских выставок.
Афиша на март 9 лучших выставок в Москве

1 МАРТА 2018 - 31 МАРТА 2018. МОСКВА

В этом месяце нас ждет встреча с шедеврами Рембрандта и других голландских мастеров золотого для них XVII века, полотнами Василия Верещагина, электромобилем Николая II и портфелем Гаврилы Державина. Подробности — в обзоре мартовских выставок.

Владимир Янкилевский в ММОМА

2 марта – 29 апреля

В 1962 году Никита Хрущев, ткнув пальцем в триптих Владимира Янкилевского “Два начала”, обозвал его “мазней” и пригрозил “таким художникам” “вывезти их за границу — и на все четыре стороны”. Мама Янкилевского, услышав об этом по радио, сказала: “Неужели выпустят?” Но Янкилевский не уехал ни в шестидесятых, ни в семидесятых, когда были созданы его “Люди в ящиках” и “Дверь”, в которой искусствоведы видели мечту о побеге из-за “железного занавеса”.

Художник остался, а на Запад поехала “Дверь”: ее вывез в Париж Поль Торез, сын секретаря французской компартии Мориса Тореза. Название выставки, которую ММОМА подготовил к 80-летию Владимира Янкилевского, отражает центральную тему его творчества — “Непостижимость бытия”. В проект вошли двести работ разных лет, от “Мужского портрета”, написанного молодым художником в 1957 году, когда он был увлечен творчеством Пикассо, офортов из циклов “Город-маски” и “Мутанты”. Завершают экспозицию рабочие эскизы, графические альбомы и наброски. Владимир Янкилевский умер в Париже 4 января 2018 года, за полтора месяца до своего юбилея, поэтому ретроспективную выставку, в подготовке которой он принимал участие, в ММОМА считают его последним масштабным произведением.

Василий Верещагин в Новой Третьяковке

7 марта — 15 июля

Крымский Вал, 10

На эту выставку стоит купить билеты заранее, потому что километровые очереди в данном случае гарантированы: произведения Василия Верещагина всегда имели колоссальный успех, где бы они ни показывались, не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Берлине, Париже и Лондоне. Сказать, что он опередил свое время, будет банально, но это так. Этнограф, путешественник и военный корреспондент, Верещагин побывал во всех главных горячих точках своего времени и работал примерно так, как это делают современные военные фотографы, выхватывая из происходящего вокруг наиболее яркие, впечатляющие сцены.

Чтобы усилить впечатление от своих картин, он демонстрировал их в особой обстановке: в залах без дневного света, на черных стенах, в сопровождении музыки. Эффект был потрясающим: публика на его выставках рыдала. Даже такой опытный человек, как Павел Третьяков, сказал как-то: “Верещагин — гениальный штукарь, но и гениальный человек, переживший ужас человеческой бойни”. На выставке в Новой Третьяковке произведения Верещагина будут демонстрироваться сериями, посвященными его походам и путешествиям: Туркестанская серия, полностью выкупленная Третьяковым, который пристроил для нее несколько новых залов в своей галерее; Балканская, Индийская, Японская, Русский Север. В особых разделах экспонируется цикл “Трилогия казней” и Палестинская серия.

“Невозможное неизбежно” в Еврейском музее

15 марта — 27 мая

Образцова, 11

Два исторических экспоната — электромобиль последнего императора Российской империи Николая II и советский видеотелефон, предшественник Skype, — соседствуют с десятками разработок израильских технологических стартапов. Выставка посвящена инновационному предпринимательству, которое, по мнению кураторов, становится новой нормой.

О неизбежности невозможного вместе с изобретателями рассуждают современные художники: специально для выставки Дмитрий Морозов, “Куда бегут собаки”, Playtronica, Аня Мохова, Иван Карпов, Денис Патракеев и Роман Сакин разработали серию интерактивных объектов, отражающих фантазии, предчувствия, прогнозы, открытия и достижения многих поколений изобретателей, футурологов и писателей-фантастов. Посетители выставки смогут воспользоваться услугами машины, предсказывающей будущее, научиться общаться друг с другом без слов, обретут крылья, увидят кунсткамеру, посвященную бессмертию и оценят вкус базилика, выращенного в вертикальном саду.

“Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции” в ГМИИ имени Пушкина

27 марта — 22 июня

Волхонка, 12

Томас Каплан, сделавший миллиардное состояние на разработке месторождений золота, платины и других полезных металлов, и его супруга Дафна Реканати-Каплан совершили невозможное. За 15 лет они с нуля собрали уникальную коллекцию работ голландских мастеров XVII века. Иными словами, супруги Каплан методично скупали все живописные произведения Рембрандта, которые изредка появлялись на международном антикварном рынке, не упуская из виду и работы его выдающихся современников, чтобы объединить их в “Лейденскую коллекцию”, названную так в честь родного города Рембрандта.

Сейчас в этой крупнейшей частной коллекции, которая не уступает некоторым государственным музеям, около 250 произведений. В Москву приедут 80 картин и два рисунка, никогда не выставлявшихся в России. На выставке в ГМИИ можно будет увидеть двенадцать картин Рембрандта Харменса ван Рейна, по одной картине Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса, два портрета Франса Халса, девять произведений Герарда Дау, четыре работы Яна Ливенса, рисунки Рембрандта, Леонардо да Винчи и шедевры других мастеров.

Best of Russia “Лучшие фотографии России — 2017”

Выставка открывается 21 марта

4-й Сыромятнический пер., 1/8

2018 год — заключительный для масштабного российского проекта, посвященного фотографии. Работы победителей Best of Russia отразили самые важные события в жизни страны: Олимпиаду в Сочи, открытие моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке, наводнение в Крымске, митинги оппозиционных движений, парады в День Победы, Универсиаду в Казани и многое другое. За десять лет вместе с проектом выросло новое поколение фотографов репортажной, анималистической, фэшн-съемки. В свой юбилейный и последний для проекта год Best of Russia принял решение отказаться от номинаций “Природа”, “Архитектура”, “Стиль”. В этом году экспертный совет Best of Russia определит победителей в номинации “Люди. События. Повседневная жизнь”. На выставке, которая пройдет в двух пространствах Винзавода, Цехе белого и Цехе красного, будут представлены работы победителей конкурса 2017 года, а также 100 лучших снимков за десять лет.

“Театр книги” в музее имени Бахрушина

2–18 марта

Бахрушина, 31/13

Театральный художник всегда находится в тени. Хотя его работа, казалось бы, у всех перед глазами, но зрители думают и говорят об актерской игре, о режиссерском замысле, и очень редко — о работе сценографа, который, собственно, и создает тот мир, который режиссер хочет открыть зрительному залу. Работая над книжной иллюстрацией, художник сам становится режиссером: зритель, то есть читатель, видит происходящее его глазами. Выставка в Бахрушинском музее объединяет работы пяти современных мастеров. Главный художник Театра кукол имени Образцова Сергей Алимов проиллюстрировал повесть Салтыкова-Щедрина “История одного города” и поэму Гоголя “Мертвые души”.

Марина Азизян, сценограф десятков спектаклей и художник-постановщик многих знаменитых фильмов (среди них “Старая, старая сказка” и первый советско-американский фильм “Синяя птица”) сделала рисунки к пьесам Мольера. Театральный художник Рашид Доминов обратился в своей графике к “Новой жизни” Данте, “Государю” Никколо Макиавелли и индийским сказкам. Народный художник Грузии Мамиа Малазониа создал циклы иллюстраций к “Евангелию от Матфея” и грузинским сказкам. А главный художник БДТ, народный художник России Эдуард Кочергин проиллюстрировал собственную книгу — сборник рассказов “Завирухи Шишова переулка”.

“Музы и чины. Русские писатели на службе государству” в музее А. С. Пушкина

2 марта — 12 августа

Пречистенка, 12/2

Федор Тютчев, автор бессмертных строк “умом Россию не понять”, служил по дипломатической части. Петр Вяземский, ближайший друг Пушкина, делал карьеру в Министерстве финансов. Державин был сначала губернатором, потом министром юстиции. Многие из российских властителей дум находились на государственной службе; одни считали ее помехой поэтическому творчеству, другие — служением высоким идеалам. Среди “героев” выставки и литераторы пушкинской эпохи, и писатели последующих поколений. Старшие современники Пушкина представлены Державиным, Дмитриевым, Шишковым; его современники — Жуковским, Вяземским, Баратынским, Гоголем.

Выставка рассказывает и о государственной службе Герцена, Тургенева, Тютчева и Фета. Литераторы сгруппированы по роду профессиональной деятельности: писатели-губернаторы, писатели-военные, дипломаты, врачи. В состав каждого раздела входят портреты самих писателей, их сослуживцев и начальников, литературных сподвижников и противников. Особый интерес представляют личные вещи: министерский портфель Державина, очки Вяземского, печать Гоголя и другие раритеты.

“Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970-е” в “Гараже”

17 марта — 9 мая

Крымский Вал, 9, стр. 32, Парк Горького

Музей современного искусства “Гараж” представляет первую в России крупную выставку, посвященную кинетическому и оптическому искусству Восточной Европы и Латинской Америки, подготовленную совместно с Варшавским музеем современного искусства. На выставке будет показано более сотни произведений искусства 1950–1970-х годов, в том числе кинетические скульптуры, картины, рисунки, фильмы и инсталляции, а также уникальные архивные материалы.

“Очарование Японии” в Историческом музее

28 февраля — 4 сентября

Красная пл., 1

В экспозиции традиционные изделия из резной кости, миниатюрные скульптуры нецкэ, изображающие людей, животных или мифических существ, изделия из цветных эмалей и другие произведения японского декоративно-прикладного искусства XVII–XX веков, большинство из которых посетители увидят впервые. Особого внимания заслуживает раритет из фондов Исторического музея — сундук Корнелиса ван дер Лейна.

Выдающийся пример экспортного лакового производства XVII века, содержащий сцены японских классических литературных произведений, он получил свое название по имени владельца — десятого генерал-губернатора Голландской Ост-Индии. В мире известно всего несколько подобных вещей: сундук кардинала Мазарини, хранящийся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а также аналогичный предмет, недавно приобретенный нидерландским Рейксмюсеумом.