Куда сходить в ноябре: 9 событий

Пикассо & Хохлова, альбомы Матвея Казакова и русский фарфор эпохи модерна.
Куда сходить в ноябре 2018 в Москве

1 НОЯБРЯ 2018 - 4 ФЕВРАЛЯ 2019. МОСКВА

1. “Пикассо & Хохлова” в ГМИИ имени Пушкина

21 ноября 2018 года — 4 февраля 2019 года

Когда речь идет о великом человеке, всегда интересно, какую роль в его жизни сыграла жена. Был ли она для него музой, как Гала для Дали, или помощником, как Милева Марич, первая жена Эйнштейна и талантливый физик. Кем была для Пикассо Ольга Хохлова, его первая и единственная жена и мать его старшего сына? Пикассо познакомился с ней на репетициях дягилевского балета “Парад”, для которого делал декорации и костюмы (Ольга была балериной), венчался с ней в православной церкви и написал несколько десятков ее портретов. Великий авангардист не разводился с ней из скупости, потому что не хотел делить имущество, и даже не пришел на похороны.

Ольга Хохлова.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова.

В Пушкинском музее можно будет увидеть и портреты Ольги Хохловой, и ее фотографии с мужем, в том числе на фоне афиши к “Параду”.

Картина “Портрет Ольги в кресле”.

2. Русский фарфор эпохи модерна в музее-заповеднике “Царицыно”

18 ноября 2018 года — 17 января 2019 года

Выставка, которая откроется в Малом дворце усадьбы Царицыно, называется “Модерн: в поисках русского стиля. Фарфор и керамика частных заводов Российской империи конца XIX — начала XX века” и представляет часть большой коллекции Фарида Юнусова, генерального директора компании “Ингосстрах-Инвестиции”. Это не парадные сервизы Императорского завода, а вещи, которые мануфактуры Гарднера, братьев Корниловых, Кузнецовых, выпускали в расчете на “обычного” покупателя, поэтому по ним можно судить о вкусах и моде начала прошлого века.

Кашпо с прорезным бортом. Фаянс. Полихромное крытье, рельефные детали в форме цветов. Керамическое производство М. С. Кузнецова (бывший завод С. И. Масленникова).

Декоративная тарелка с воспроизведением иллюстрации И. Я. Билибина к “Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке” выполненной в 1899 году к изданию “Русские народные сказки”. Фарфор. Белая глазурь, полихромная печать. Товарищество братьев Корниловых.

3. “Это сводит меня с ума” в Музее Вадима Сидура

2 ноября — 9 декабря 2018 года

ММОМА собрал работы молодых художников, которые решили поделиться с публикой своими страхами. Наверное, для того чтобы избавиться от них. Или дать нам всем почувствовать, что мучит поколение миллениалов. Это и перфекционизм, и опасение слежки, и конфликт между финансовым благополучием и отсутствием самореализации, и надрыв, прячущийся под маской оптимизма.

Катя Жингель и Даша Яроменок. “Я подумаю об этом завтра”, 2017–2018. Керамическая плитка, фото-деколь.

Внутренние проблемы и противоречия выражены в виде графики, живописных работ, фотографий, видео-арта, скульптур. Они должны подсказать зрителю, который, скорее всего, ощущает то же самое, что он не одинок.

Женя Мельникова. “Депрессия. Автопортрет”, 2013. Шелкография.

4. “Творческая жизнь семьи Синявских” в бывшей мастерской Веры Мухиной

8—13 ноября 2018 года

Архитектора Михаила Синявского обычно вспоминают как автора одного из шедевров советского конструктивизма — Московского планетария, вошедшего во все справочники и учебники. Кроме него Михаил Исаакович Синявский оставил Москве еще несколько заметных зданий, долго преподавал в Архитектурном институте, был любим своими студентами и друзьями. Он с юности дружил с Олешей, Ильфом и Паустовским, который вывел его в своем романе “Бросок на юг” — художник Миша Синявский, как и его одесские друзья, в голодные послереволюционные годы уехал из Одессы в Батуми.

Михаил Синявский в бюро.

Планетарий.

На выставке, организованной Центром Грабаря, можно увидеть автопортреты Михаила Синявского, его акварели и чертежи, а также личные предметы, бережно хранящиеся детьми и внуками. Самые любимые вещи деда, связанные с детскими воспоминаниями, художница Ольга Синявская воспроизвела на холсте.

Печатная машинка. Холст, масло.

5. “Прошу под стол” в Новой Третьяковке

31 октября — 18 ноября 2018 года

Проект Александры Галкиной “Прошу под стол” — это приглашение в страну детства, где деревья кажутся большими, на стул приходится взбираться с помощью взрослых, а под столом легко спрятаться. Обычные бытовые вещи вырастают до гигантского размера, как в истории про Алису в Стране чудес. Как зритель почувствует себя в этой стране, зависит только от него. Кому-то, наверное, захочется срочно откусить от волшебного пирожка, чтобы вернуть вещам их привычный масштаб, а кто-то, отправившись пешком под стол, будет радоваться, что попал в мир, полный чудес.

6. “Матвей Казаков и допожарная Москва” в МУАРе

28 ноября 2018 года — 10 марта 2019 года

Жизнь архитектора, в екатерининскую эпоху перестроившего центр Москвы в палладианском стиле, закончилась в 1812 году: он не смог перенести весть о пожаре, уничтожившем полгорода. Многие здания, построенные Матвеем Казаковым, после пожара были перестроены, и сейчас уже трудно представить, как выглядела, например, Ново-Екатерининская больница, которая изначально была усадьбой Гагариных, а потом Английским клубом. После захвата Москвы наполеоновскими войсками в ней расположился штаб главного интенданта. Служивший в штабе Анри Бейль — будущий Стендаль — писал, что в Париже нет клуба, который мог бы с ним сравниться.

Ф. Я. Алексеев. Вид Ивановской площади в Московском Кремле. 1810-е. Холст, масло. 82,8 х 112,7.

Литограф: Л. Арну. “Вид дома военного генерал-губернатора”. Общий вид. 1-я половина XIX века. Хромолитография, акварель. 48,0 х 65,0.

Государственный музей архитектуры впервые представляет публике авторские проекты, гравюры и серии московского зодчего. Особо ценными экспонатами выставки станут знаменитые “Альбомы Казакова”. Шесть из них с чертежами частных строений и семь — с общественными были созданы под его руководством. Они являются настоящей энциклопедией архитектуры допожарной Москвы рубежа XVIII–XIX веков. Выставка подготовлена к 280-летию со дня рождения Матвея Казакова. Она станет первой ретроспективой его творчества за последние десятилетия.

Ф. Я. Алексеев и ученики. Вид Сената в Кремле. 1800-е. 31 х 51;5; 43,6 х 64,4.

7. Егор Крафт в галерее Anna Nova

9 ноября 2018 года — 2 февраля 2019 года

Один из самых известных проектов Егора Крафта начался с покупки белых футболок в шведском сетевом магазине одежды H&M. На них методом трафаретной печати художник нанес принт Please Ignore This Text — Keep Shopping (“Пожалуйста, игнорируйте этот текст — продолжайте покупать”). После этого товар был возвращен в магазин как неподошедший. Деньги за него художнику вернули. Бирки были в порядке, а надписи на футболках никому не пришло в голову разглядывать. Заглянув в магазин спустя несколько дней, Егор обнаружил “свои” футболки в торговом зале рядом с белыми, под тем же брендом и с той же ценой. Эта история получила название “Интервенции”: автор считает, что она показывает абсурдность современной культуры потребления.

Все проекты Егора Крафта приглашают зрителя остановиться и подумать: о том, где проходит граница между прошлым и настоящим и что значит “сейчас”, о проблеме авторства, которая возникает в связи с развитием современных технологий, и о том, что ждет нас в будущем.

На эту тему сделан фильм, где действие происходит в Москве 2050 года: в этом прекрасном новом мире все государственные институции заменены искусственным интеллектом.

8. “Жажда античности” в Петербургской академии художеств

15 ноября — 16 декабря 2018 года

Тех, кто собирается на Санкт-Петербургский культурный форум, организаторы приглашают на выставку моделей важнейших памятников Древней Греции и Рима, созданных итальянскими мастерами в 1770-е годы, и коллекции античных ведут художника Шарля-Луи Клериссо (1721–1820). Эти экспонаты музея Российской академии художеств были привезены в Россию Екатериной II, по ним учились студенты Императорской академии.

Модель руин Колизея в Риме.

Идея проекта принадлежит архитектору, графику и преподавателю Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Максиму Атаянцу. Объединив в экспозиции работы из собрания музея при Академии художеств, собственную коллекцию графики европейских мастеров XVIII–XIX веков и свои рисунки, Атаянц создал изобразительный ряд, рассказывающий об эволюции взгляда на Античность.

Модель триумфальной арки Константина в Риме.

9. День рождения Еврейского музея

11 ноября 2018 года

Свой шестой день рождения Еврейский музей и центр толерантности празднуют с размахом. Вопрос дня — “На что способен музей?”. В программе — презентация карты архитектуры авангарда “Бахметьевский гараж и вокруг него”; public-talk “Критик в русском авангарде: диалог тех, кто делает искусство, с теми, кто пишет о нем”; спектакль-перформанс о современном искусстве в исполнении актеров “Мастерской Брусникина”. Завершит праздничный день концерт группы “Самое Большое Простое Число”.

Фото: Архив пресс-службы