Куда сходить в сентябре: 10 событий в Москве

Пикассо, Дейнека, Кабаковы, Рерихи, Уно Моралес и архитекторы Катара — плотность событий подсказывает, что летние каникулы закончились.
Куда сходить в сентябре 10 событий в Москве

1 СЕНТЯБРЯ 2018 - 30 СЕНТЯБРЯ 2018. МОСКВА

Пикассо, Дейнека, Кабаковы, Рерихи, Уно Моралес и архитекторы Катара — плотность событий подсказывает, что летние каникулы закончились.

1. Выставка “Рерихи. Сохраняя культуру” в Музее Востока

3 сентября — 31 октября

Столетие со дня своего основания Музей Востока отмечает масштабной выставкой, объединяющей работы Святослава, Николая и Елены Рерихов. В экспозицию вошли этюды из “Гималайской серии” Николая Рериха и зарисовки индийского быта, сделанные его сыном Святославом.

Н. К. Рерих “Терра славоника” (“Земля славянская”), 1943 год. Холст, темпера.

Архивы пресс-служб

Интригой выставки станут документы, связанные с трансгималайской экспедицией Николая Рериха, цели и обстоятельства которой не ясны до сих пор. В середине 1920-х годов Николай Рерих отправился в Лхасу, столицу Тибета, по его утверждениям, чтобы содействовать воссоединению восточных и западных буддистов под покровительством далай-ламы. Точно неизвестно, сопровождал ли экспедицию чекист Яков Блюмкин (есть такая версия) и попала ли экспедиция в Лхасу. Об этом эпизоде жизни Рерихов расскажут письма к далай-ламе, редкие буддийские иконы на ткани, уникальные фотографии и дневники Елены Рерих, супруги художника.

С. Н. Рерих “Портрет девочки”, 1937 год. Холст, масло.

Архивы пресс-служб

Все это можно будет увидеть на ВДНХ, в павильоне № 13, который впервые откроет свои двери после реставрации.

С. Н. Рерих “Мужской портрет на фоне гор”, 1934 год. Холст, темпера.

Архивы пресс-служб
2. Выставка “Александр Дейнека. Контуры глобальной эпохи” в Музее архитектуры

14 сентября — 13 октября

“Виды искусства — это большой оркестр. Я люблю работать на разных инструментах. Я рисую, иллюстрирую, пишу картины, делаю мозаики, пишу фрески, леплю — это свойство моего характера и, вероятно, моего времени”, — писал Александр Дейнека, кроме всего прочего обладавший и литературными способностями. Не все грани творчества этого талантливого человека, по масштабу равного своей эпохе, одинаково широко известны: Дейнека-график всегда был оттеснен Дейнекой-живописцем. На выставке в МУАРе собрана графика художника, от детских и студенческих рисунков до набросков к его большим картинам. Именно из этих, не всегда законченных линий создаются контуры будущих монументальных произведений Александра Дейнеки. Все работы являются частью семейного архива, который никогда не демонстрировался в таком объеме.

“Женский портрет”, 1950-е годы.

Архивы пресс-служб

“Стройка”. Эскиз росписи плафона для станции “Новокузнецкая” Московского метрополитена, 1941 год.

Архивы пресс-служб
3. Выставка “Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты” в “Гараже”

12 сентября — 30 ноября

В феврале 1931 года Ханс Мейер, уволенный с поста директора школы Баухаус за коммунистические идеи, по приглашению советского правительства прибыл в Москву. В интервью газете “Правда”, опубликованном 12 октября 1930 года, Мейер, придерживавшийся марксистских взглядов, откровенно заявил: “Я еду в СССР, чтобы работать там, где создается настоящая пролетарская культура, где строится социализм, где развивается то общество, за которое мы здесь при капитализме боролись. Я прошу советских товарищей не рассматривать меня и моих товарищей как бессердечных специалистов, интересующихся только какими-то привилегиями…”

Антонин Урбан “Интерьер гостиной в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 23,5 × 16,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.

Архивы пресс-служб

Ханса Мейера сопровождали несколько учеников, таких же, как он, идеалистов. Выставка рассказывает о судьбе троих из них. Лотта Стам-Безе — первая женщина, учившаяся в Баухаусе, в 1935 году уехала из СССР в Нидерланды, где получила известность благодаря своему участию в восстановлении Роттердама после Второй мировой войны. Конрад Пюшель вернулся в Третий рейх, прошел через допросы в гестапо и занимался частной архитектурной практикой, пока его не призвали в вермахт. В советские лагеря он попал как военнопленный. Филипп Тольцинер был арестован в 1938-м и провел десять лет в Усольлаге.

Антонин Урбан “Интерьер спальни в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 16,5 × 23,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.

Архивы пресс-служб

Школа Баухауса, где студентов учили ремеслу, помогла ему выжить: архитектору разрешили открыть в Соликамске мастерскую, где он проектировал все, что требовалось для лагерного управления, — от жилых домов вохровцев до интерьеров и мебели. После освобождения он восстанавливал соликамские церкви и разработал план развития города, который, к сожалению, так и не был воплощен.

Ханнес Майер, Ханс Шмидт “Швейцарские градостроители в Советском Союзе”, 1932 год. Брошюра. Архив Института истории и теории архитектуры (GTA) / Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Майера.

Архивы пресс-служб
4. Конференция “Катар: Архитектура (без) ограничений” на “Стрелке”

2 сентября

2 сентября в 16:30 в институте “Стрелка” начнется цикл лекций и панельных дискуссий “Катар: архитектура без ограничений”. Ведущие архитекторы страны раскроют секреты катарского строительного бума. Ибрагим Мохамед Джайда, CEO Arab Engineering Bureau Qatar и руководитель проектов галереи “Пожарная станция”, кварталов-трансформеров в городе Лусаил и стадиона в виде национального головного убора — куфии, расскажет о том, как построить стеклянный небоскреб, сохранив традиции.

Архивы пресс-служб

Али Абдельрауф Али Абуэльсаад, профессор урбанистики, глава отдела исследований и разработок Департамента городского планирования Катара, на примере университетского города Эль-Райан, Музея исламского искусства, Национального музея Катара, искусственного острова Жемчужина и стадионов, строящихся к чемпионату мира по футболу, покажет, как мегапроекты изменили физический и культурный ландшафт столицы Катара.

Архивы пресс-служб

Абдель Вахед Эль Вакил, архитектор, консультант Barwa Group и лауреат премий Driehaus Prize и Agha Khan Award, объяснит, чем полезны старые инженерные приемы и что такое арабская неоклассика. Конференция является частью программы перекрестного Года культуры Катара и России, который проходит по одиннадцати направлениям.

Архивы пресс-служб
5. Выставка “Уно Моралес. О том, что помнишь, позабудь” в МАММ

5 сентября — 14 октября

Уно Моралес — псевдоним башкирского художника Стаса Орлова, который начал выкладывать свои работы в сети в конце нулевых и очень быстро прославился, причем не только в российском, но и в зарубежном художественном комьюнити. Его все чаще называют гением, потому что ему удалось в комиксах и рисунках передать нечто неуловимое, но хорошо узнаваемое — атмосферу российской постперестроечной жизни. Сам автор считает, что рецепт его сюжетов совсем несложный: немножко тайны, немножко страсти, немножко интриги и мистики, а в основе простая и экзистенциальная история.

Архивы пресс-служб
Архивы пресс-служб
Архивы пресс-служб
6. “В будущее возьмут не всех” Ильи и Эмилии Кабаковых в Новой Третьяковке

7 сентября — 13 января

Третьяковка решила отдать под ретроспективу Кабаковых самые большие залы — те, в которых москвичи привыкли видеть картины именитых русских художников. Выставка охватывает почти шесть десятилетий — от ранних работ Ильи Кабакова, выполненных до его отъезда из СССР, до инсталляций, макетов и живописных серий последних лет. Впервые собраны вместе альбомы “Десять персонажей”, инсталляции “Человек, улетевший в космос из своей комнаты”, “Случай в коридоре возле кухни”, “Мусорный человек или человек, который никогда ничего не выбрасывал”, “Три ночи”, “Лабиринт. Альбом моей матери” и другие.

Архивы пресс-служб

В Москве к экспозиции, уже побывавшей в Лондоне и Петербурге, добавили еще одну инсталляцию — “Пустой музей” — и несколько работ Ильи Кабакова из частных собраний.

Архивы пресс-служб
Архивы пресс-служб
7. Выставка “Искусство эпохи Эдо” в Пушкинском музее

4 сентября — 28 октября

Эпоха Эдо (1603–1868) вошла в историю Японии как время невиданного расцвета всех видов искусств. В японских провинциях росли города, строились дороги, храмы и гостиницы. Художники рассказывали о городских нравах в сериях гравюр укиё-э. Великий Мацуо Басе превратил хокку в самый популярный литературный жанр. Театр кабуки принял ту форму, которая почти без изменений дошла до наших дней.

Архивы пресс-служб

Российская публика впервые увидит всю палитру художественных течений японского искусства XVII–XIX веков, в том числе работы художников школы Кано, Тоса, Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзё, укиё-э. Некоторые из этих работ крайне редко покидают пределы Японии. Помимо памятников из японских собраний, в экспозицию включены произведения из ГМИИ имени Пушкина и Музея Востока.

Архивы пресс-служб

Кацусика Хокусай (1760–1849). Ласковый ветер, ясный день. 1831–1833 годы. Бумага, цветная ксилография. 26,2 × 38,7 см. Музей изобразительных искусств города Тиба.

Архивы пресс-служб
8. Спектакли театра Сётику Гранд Кабуки на сцене Театра имени Моссовета

9 сентября — 15 сентября

Побывав в Пушкинском, имеет смысл продолжить знакомство с японской культурой и посмотреть еще и спектакли театра кабуки. По приглашению Международного фестиваля имени Чехова в Москве и Санкт-Петербурге пройдут гастроли театра Сётику Гранд Кабуки — Тикамацу-дза — одной из самых известных трупп, сохраняющих древние традиции японского театра. В подготовку актера кабуки (ее начинают с раннего детства, как правило, в самом театре у одного из мастеров) входит не только освоение сценического движения и сценической речи. Он должен уметь танцевать, фехтовать мечом и копьем, владеть приемами акробатики и особыми способами подачи голоса. Только отточив свое мастерство до совершенства, он может выйти на сцену в одном из спектаклей. К современной жизни все это не имеет никакого отношения: кабуки вне времени.

9. Выставка “Владимир Сальников. Спасение пространств” в ММОМА

27 сентября — 28 октября

Владимир Сальников в 80-е годы преподавал в Полиграфическом институте и занимался книжной иллюстрацией, в 90-х увлекся видеоартом и начал большой мультимедийный проект, который и дал название этой выставке. В “Спасении пространств” художник играл роль гуру, выступающего с экрана телевизора (90-е — время телевизионных гуру). В экспозицию вошел и цикл, над которым художник работал несколько лет, — “10 000 левых женских ушей”.

Владимир Сальников. Из проекта “10 000 левых женских ушей”. Нина Котел. 1996 год. Бумага, графитный карандаш, акварель.

Архивы пресс-служб

Владимир Сальников. Из серии “Порождение рисунка”, 1976 г. Бумага, тушь, перо.

Архивы пресс-служб

Владимир Сальников “Теннис на острове Мауш”, 2007 год. Холст, акрил.

Архивы пресс-служб
10. Cosmoscow 2018

7 сентября — 09 сентября

В прошлом году международная ярмарка современного искусства представила работы из 54 галерей и 175 художников, в этом планирует побить собственный рекорд. Среди спецпроектов Cosmoscow 2018 — проект Пушкинского музея, который презентует свою новую коллекцию медиаискусства и образовательную программу, и город мечты — его все три дня ярмарки будут возводить в детской зоне. В параллельной программе — персональная выставка Светы Шуваевой “Последние квартиры с видом на озеро” в Музее современного искусства и проект Григория Масленникова “Архитектурные конструкции. От Чипперфильда до Гери” в Музее архитектуры.

Фото: Архивы пресс-служб