“Мой круг”: выставка к 80-летию российского мультипликатора Андрея Хржановского в МАММ

Рисунки, эскизы, рабочие материалы и отрывки из фильмов и еще не законченной, но уже ставшей легендой ленты “Нос, или Заговор “не таких”.
“Мой круг” выставка к 80летию российского мультипликатора Андрея Хржановского в МАММ

20 ДЕКАБРЯ 2019 - 16 ФЕВРАЛЯ 2020. МОСКВА

Сорок с лишним лет назад Андрей Хржановский, начинающий режиссер анимационного кино, задумал снять фильм по повести Гоголя “Нос” и опере Шостаковича на гоголевский сюжет. Согласие композитора ему удалось получить без труда: Шостаковичу понравился его дипломный мультфильм “Жил-был Козявин”. Но кинематографическому начальству этот замысел показался опасным, и фильм не состоялся. В перестроечную эпоху у него образовались другие препоны: не хватало денег. И только несколько лет назад Хржановский, классик российской анимации, смог приступить к созданию фильма под названием “Нос, или Заговор “не таких”.

Дмитрий Анпилов. Площадь с летающими прохожими. Эскиз к фильму “Стеклянная гармоника”. Режиссер Андрей Хржановский. Художники Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев, 1968. Бумага, акварель, гуашь, аппликация. Из собрания Государственного центрального музея кино.

За это время он снял серию мультфильмов по мотивам стихов Пушкина, фильмы на основе рисунков Сергея Бархина, Федерико Феллини и Иосифа Бродского. Получив все мыслимые премии и отзывы растроганных зрителей, Хржановский вернулся к “Носу” несколько лет назад и намеревается выпустить его в ближайшее время.

Андрей Хржановский. Автошарж. 2005. Бумага, чернила. Предоставлено автором.

В МАММ можно будет увидеть эскизы к этому неоконченному фильму, в котором кроме гоголевских персонажей появляются Мейерхольд, Филонов и Шостакович, а также рабочие материалы к другим лентам Хржановского, включая “Стеклянную гармонику”, созданную в 1968 году по сценарию Геннадия Шпаликова. Это аллегорическая история о том, как власть и алчность растлевают людей.

Александра Павлова. Рабочий материал к фильму “Нос”. Режиссер Андрей Хржановский. Бумага, пастельный карандаш, 2018. Предоставлено школой-студией “ШАР”.

Мальчик в сачке. Рабочий материал к фильму “Бабочка”. Режиссер Андрей Хржановский. Художники Гелий Аркадьев, Юрий Нолев-Соболев, 1972. Целлулоид, перо, краска заливочная. Из собрания Государственного центрального музея кино.

Козявин и летучая мышь. Рабочий материал к фильму “Жил-был Козявин”. Режиссер Андрей Хржановский. Художник Николай Попов, 1966. Целлулоид, краска заливочная. Из собрания Государственного центрального музея кино.

Фото: архив пресс-службы